Планирование деятельности государственного служащего – это целенаправленная деятельность, представляющая собой систему принципов и мероприятий, направленных на эффективную организацию осуществления трудовой функции государственным служащим в соответствующих временных рамках для обеспечения целей и задач публичного управления.
Значение планирования деятельности государственного служащего
Планирование деятельности государственного служащего – это сложная многоаспектная деятельность, которая включает в себя:
- планирование реализации текущих перманентных обязанностей исходя из описания трудовой функции в должностном регламенте;
- планирование осуществления стратегических целей или исключительных единичных мероприятий исходя из целей и задач программных документов развития.
Деятельность государственного служащего по указанным направлениям планируется исходя из параметров эффективности и результативности для указанных текущих и стратегических (ключевых) процессов. Планируемые параметры результативности и эффективности трудовой деятельности государственного служащего должны носить комплексный характер, то есть предполагать качественную и количественную оценку.
Значение планирования деятельности государственного служащего заключается в следующем:
- планирование реализации трудовой функции конкретизирует общие ориентиры профессиональной деятельности, превращая функции публичного управления в конкретные цели и задачи на указанный временной промежуток;
- планирование трудовой деятельности позволяет установить желаемое качество реализации трудовой функции государственным служащим для осуществления функции публичного управления и достижения конкретных социально полезных результатов в соответствующей сфере деятельности;
- планирование деятельности государственного служащего позволяет установить параметры для оценки результативности и эффективности его деятельности и последующей корректировки такой деятельности для повышения ее результативности и эффективности. Иными словами, руководством вводятся конкретные понятные параметры осуществления профессиональной деятельности государственным служащим в рамках своей должности, и на основе этих параметров осуществляется оценка эффективности служащего для последующей оптимизации и совершенствования деятельности органов публичного управления и отдельного служащего, в частности.
Планирование деятельности государственного служащего в системе планирования функционирования государственного органа
Важно подчеркнуть, что планированию деятельности государственного служащего не может производиться изолировано от планирования функционирования системы государственной службы в целом и конкретного органа и подразделения, где служащий осуществляет свою деятельность. Система государственной службы строится на принципах соподчиненности и иерархичности, и цели и задачи функционирования этой системы также должны обладать указанными характеристиками.
Цели и задачи функционирования системы государственной службы определяется целями и задачами внутренней политики в конкретной сфере деятельности, стратегическими (программными) документами и целевыми параметрами текущей деятельности исходя из функций публичного управления, возложенных на органы власти.
Итак, на основе целей и задачи функционирования системы государственной службы и отдельного органа или подразделения формируются параметры оценки эффективности функционирования системы и органа соответственно. Указанные параметры исходя из распределения функций в рамках должностных обязанностей между должностями государственной службы адаптируются для отдельных должностей. На основе параметров, утвержденных для отдельных должностей, планируется деятельность отдельного государственного служащего.
Для достижения целей планирования, то есть для достижения утвержденных параметров результативности и эффективности, обычно предусматриваются негативные и позитивные меры стимулирования государственного служащего к эффективной деятельности, например, система премирования, «вилка» должностных окладов. На практике обычно оценка текущей деятельности государственного служащего осуществляется исходя из количественных показателей.
Реализация деятельности государственным служащим при решении стратегических задач, реализации стратегий, планов, программ развития предполагает оценку исходя из критериев эффективности, прежде всего, эффективности бюджетных расходов.
Планирование деятельности государственного служащего-руководителя
Особое внимание при планировании деятельности государственных служащих должно уделяться планированию деятельности лиц, замещающих руководящие должности в системе государственной службы, поскольку на таких лиц возложена важная функция принятия управленческих решений.
Как общая система планирования, планирование деятельности руководящих государственных служащих осуществляется по двум направлениям:
- планирование текущей деятельности, что исходя из специфики управленческой деятельности руководителя включает в себя планирование финансового обеспечения государственного органа, кадрового обеспечения государственного органа, организацию работы плановых служб государственного органа;
- планирование стратегической деятельности. Руководитель государственного органа при реализации программных документов, стратегий, планов, целевых программ развития конкретной отрасли публичного управления или конкретной территории распределяет задачи, мероприятия программных документов между специально сформированными по функциональному назначению группами государственных служащих.
Оценка деятельности руководства государственного органа предполагает оценку достижения целей и задач функционирования возглавляемого государственного органа или подразделения.
Роль планирования деятельности руководящего состава на государственной службе крайне высока, поскольку от ее эффективности фактически зависит эффективность планирования и осуществления трудовой функции иными гражданскими служащими.