Использование государственного имущества – это урегулированная нормами законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов целенаправленная деятельность федеральных и региональных органов публичного управления и государственных организаций по эксплуатации государственного имущества и иному пользованию таким имуществом для обеспечения функционирования государственного механизма и решения иных социально-экономических задач.
Использование государственного имущества
Государственное имущество на примере города Москвы можно охарактеризовать как составляющие собственность города федерального значения вещи, другое имущество, имущественные права.
Органы публичного управления города Москвы организуют процесс управления государственным имуществом, в том числе принимают и реализуют решения в сфере учета имущества, составляющего государственную собственность, содержания такого имущества, владения, пользования и распоряжения таким имуществом, а также осуществления контрольных мероприятий в отношении обеспечения сохранности такого имущества и использования его в соответствии с назначением.
Использование государственного имущества – это целенаправленный управленческий процесс. Цели использования имущества государства московскими органами публичного управления можно охарактеризовать следующим образом:
- формирование благоприятной среды для жизни и деятельности московского населения;
- обеспечение эффективного развития экономической и предпринимательской сфер города Москвы;
- обеспечение роста эффективности использования государственного имущества.
Полномочия по использованию государственного имущества на примере города Москвы
Высший исполнительный орган города Москвы реализует следующие полномочия по использованию государственным имуществом:
- организует и реализует процесс управления государственным имуществом города Москвы и осуществляет контрольные мероприятия законности и эффективности такого использования;
- принимает управленческие решения относительно участия города в коммерческих и некоммерческих организациях, передачи на возмездных условиях имущества в собственность Федерации, в собственность других регионов, приватизации государственного имущества, передачи недвижимости, входящей в состав государственной собственности, на праве ограниченного ведения государственным предприятиям и др.;
- регламентирует процедуру участия представителей города в руководстве коммерческих организаций;
- регламентирует процедуру учреждения и ликвидации государственных предприятий и др.
Основные направления совершенствования и перспективы использования государственного имущества на примере города Москвы
Последние десятилетия усилия государства направлены на оптимизацию процессов управления имуществом, составляющим государственную собственность. Указанное в полной мере распространяется и на управление государственной собственностью в городе Москве.
В качестве перспективных направлений совершенствования и оптимизации использования государственного имущества на примере города Москвы можно выделить следующие:
- переход от оценки результативности управленческой деятельности по использованию государственного имущества к оценке эффективности использования государственного имущества с точки зрения экономических и социальных факторов. Другими словами, использование государственного имущества должно экономически эффективно решать социальные задачи. Достижение формальных показателей результативности без необходимого социально полезного воздействия следует рассматривать в качестве неэффективного;
- использование государственного имущества должно осуществляться системно. Так, необходимо определять приоритетные стратегические и оперативные цели использования имущества. Прежде всего, в качестве такой стратегической цели для развития территории города Москвы следует назвать формирование благоприятной среды для устойчивого экономического, инновационного, инвестиционного, экологического развития территории, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения города. Важнейшим направлением использования государственного имущества следует признать развитие городской инфраструктуры. При этом крайне важно городским властям решать названную задачу и не только посредством использования государственного имущества, но и посредством привлечения в рамках государственно-частного партнерства материально-технических и финансовых ресурсов частного бизнеса;
- привлечение к процессу управления государственным имуществом в городе Москве профессионалов высокого уровня. Для этого необходимо для замещения всех должностей системы управления городским имуществом проводить конкурсный отбор с допуском к участию на равных условиях менеджеров из сферы частного бизнеса;
- усиление инструментов общественного контроля. Процессы управления государственным имуществом должны быть прозрачны для населения города Москвы. Посредством специально организованных информационных площадок должна собираться, исследоваться и учитываться при принятии управленческих решений в отношении городского имущества информация относительно мнения населения. Также необходимо предоставлять городскому населению актуальную полную и достоверную информацию о результатах использования государственного имущества;
- возложение социальной и экономической ответственности на должностных лиц, отвечающих за организацию и реализацию процесса использования государственного имущества, когда такое управление носило незаконный или неэффективный характер;
- ориентация на такую организацию использования государственного имущества, которая позволит обеспечить передачу на партнерских началах социальных функций и имущества, необходимого для их реализации, частным субъектам.