Антимонопольное законодательство – это совокупность норм права, нормативно-правовых актов, призванных ограничивать свободу предпринимательства и свободу договора компаний, имеющих высокий уровень экономического влияния.
Необходимость антимонопольного регулирования
Основу рыночной экономики формирует конкуренция, обеспечивающая свободу предпринимательства, ценообразования и ориентированности бизнеса на потребителя. Однако в силу тех или иных причин зачастую формируется противоположная сила в виде монополистов, занимающих весь рынок в пределах определенной сферы деятельности, отрасли, территории. Часть монополий возникает по естественным причинам, часть за счет применения специальных инструментов и рычагов давления. Защита потребителя и свободы предпринимательства налагает на государство обязанность по обеспечению противодействия монополизации рынка и поддержке конкуренции.
Антимонопольное законодательство призвано обеспечить защиту экономических интересов потребителей и способствовать экономическому развитию. При этом противники антимонопольного регулирования считают его нарушением прав собственности и средством обеспечения негативных последствий для экономики и потребителей в целом.
Правовые основы ответственности за нарушение антимонопольного законодательства
Ответственность за нарушение требований антимонопольного законодательства устанавливается статьей 37 Федерального закона «О защите конкуренции».
Эта статья устанавливает ответственность за нарушение требований антимонопольного законодательства в отношении следующих субъектов:
- во-первых, должностных лиц исполнительных органов государственного управления федерального уровня;
- во-вторых, органов государственного управления регионального уровня;
- в-третьих, органов муниципального управления;
- в-четвертых, должностных лиц других органов власти, ответственных за осуществление функций вышеперечисленных органов;
- в-пятых, должностных лиц государственных внебюджетных фондов;
- в-шестых, коммерческих и некоммерческих организаций, а также их должностных лиц;
- в-седьмых, физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей.
Вышеперечисленные лица привлекаются к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, что, тем не менее, не освобождает их от обязанностей осуществления исполнения решений и предписаний антимонопольного органа, представления ходатайств в антимонопольный орган или уведомлений с целью рассмотрения либо осуществления иных предусмотренных антимонопольным законодательством действий.
В том случае, если нарушение антимонопольного законодательства повлекло за собой нарушение интересов и прав отдельных лиц, они наделены правом обращения в арбитражный суд или суд с иском, включая иски относительно восстановления нарушенных прав, возмещения убытков, в том числе упущенной выгоды, возмещения вреда, нанесенного имуществу.
Основные виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства
Основанием для привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства являются эти нарушения.
Привлечение лиц, нарушивших антимонопольное законодательство, к ответственности осуществляется в разрезе гражданско-правовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.
В рамках гражданского законодательства ответственность лиц, допустивших нарушение антимонопольного законодательства выражается в возможности привлечения их в судебном порядке к возмещению убытков, упущенной выгоды, возмещению вреда, причиненного здоровью граждан или имуществу юридических и физических лиц, компенсации морального вреда, публичному опровержению недостоверных сведений.
Административная ответственность лиц, допустивших нарушение антимонопольного законодательства, выражается в возможности привлечения их в административном порядке к ответственности в виде штрафов, вынесенных предупреждений.
С административной точки зрения, всю совокупность административных правонарушений в сфере антимонопольного законодательства можно разделить на две группы:
- во-первых, правонарушения, являющиеся следствием осуществления их субъектами профессиональной деятельности. К их числу относятся злоупотребление доминирующим положением на рынке товаров и услуг; заключение соглашений, ограничивающих конкуренцию; недобросовестная конкуренция;
- во-вторых, правонарушения, допущенные в результате взаимодействия субъектов предпринимательства с органами антимонопольного регулирования. К числу таких правонарушений относятся неисполнение законных предписаний антимонопольных органов; непредоставление заявлений, сведений и ходатайств в антимонопольный орган в установленные сроки.
Правовое основы уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства формирует статья 178 Уголовного кодекса России. В качестве преступления здесь рассматривается ограничение, недопущение или устранение конкуренции посредством заключения экономическими субъектами соглашений, ограничивающих конкуренцию, злоупотребление доминирующим положением на рынке, носящим неоднократный характер и выражающимся в установлении и поддержании монопольно высокой или низкой цены, уклонении или необоснованном отказе от заключения договора, установление барьеров для вступления на рынок, при условии, что указанные действия нанесли крупный ущерб населению, хозяйствующим субъектам или государству, а также обеспечили получение дохода в крупном размере.
В этом случае ответственность может выражаться в виде наложения штрафа от 300 до 500 тысяч рублей или заработной платы за год, принудительных работ до 3 лет, лишения права заниматься в течение определенного срока определенной деятельностью, лишения свободы до 3 лет с запретом на замещение определенных должностей в течение определенного срока.