Регулирование пространственного развития городов – это определение приоритетных направлений развития городской территории для обеспечения нужд населения и бизнеса, в том числе производства.
Значение регулирования пространственного развития городов
Современная трактовка категории пространственного развития городов опирается на следующие выработанные наукой и практикой предпосылки:
- городское пространство выступает как единое социальное и материальное пространство функционирования бизнеса и жизнедеятельности населения. При этом структурно такая территория неоднородна;
- развитие городского пространства – это постоянный процесс, претерпевающий воздействия внешних и внутренних факторов, протекающий в материальном и социальном пространстве города. Субъектами, его организующими, являются городское население, представители бизнеса, система органов публичного управления, интересы которых должны быть скоординированы и согласованы для наиболее полного обеспечения прав и свобод личности в части создания комфортной среды ежедневной жизнедеятельности, в том числе трудовой и предпринимательской деятельности.
Важно подчеркнуть, что сегодня нередко развитие городского пространства связывается именно с градостроительной деятельностью, и методы правовой и административной поддержки направлены на застройщиков. Такой подход следует считать недостаточно эффективным. В качестве негативных его последствий можно назвать следующие:
- преобразование материального и социального пространства города носит бессистемный несбалансированный характер;
- застройка городского пространства осуществляется бессистемно, точечно, без четкого планирования и прогнозирования;
- возникновение осложнения проблем транспортной доступности;
- недостаточная обеспеченность коммунальной инфраструктурой отдельных районов города и пр.
Вышесказанное актуализирует необходимость поиска и реализации инструментов и методов, позволяющих развивать пространство города на условиях партнерства органов публичного управления, представителей бизнеса и населения для наиболее полного обеспечения прав личности в ежедневной жизнедеятельности.
Особенности регулирования пространственного развития городов: зарубежный опыт
Поскольку в России еще идет поиск эффективной модели пространственного развития городских территорий, инновационные решения в указанном направлении реализуются преимущественно в столице и крупных городах, целесообразно воспользоваться зарубежным опытом пространственного развития городской территории.
С этой точки зрения наиболее интересным представляется опыт европейских государств, которые в 2020 г. утвердили в качестве повестки пространственного развития обеспечение устойчивого, умного, инклюзивного роста уровня территории. Это предполагает обеспечение единства территории, реализацию принципов ее гармоничного эффективного постоянного развития, которое способно предоставить на условиях равенства возможность всему населению и предприятиям развиваться независимо от места их нахождения и эффективно использовать потенциал территории, на которой они находятся.
Территориальное единство предполагает, что пространственное развитие должно быть ориентировано на сближение экономик быстроразвивающихся территорий и территорий, которые отстают. Иными словами, пространственное развитие строится на принципах партнерства, координации, сотрудничества, баланса интересов всех территорий в составе отдельного государства и Европейского Союза.
Сегодня на территории европейских государств реализуется идея компактной городской территории. Современное городское пространство предполагает высокую плотность населения, проживающего на относительно ограниченной площади. Такое регулирование пространственного развития городов позволяет:
- сократить отрицательное воздействие на природную среду;
- обеспечивать содержание городской территории в надлежащем состоянии;
- снизить использование и зависимость от личных автомобилей и др.
Кроме того необходимо отметить, что к числу особенностей регулирования пространственного развития городов в европейских странах относится формирование и реализация инструментов участия заинтересованных сторон в принятии управленческих решений. Иначе говоря, представители бизнеса и населения принимают непосредственное участие в разработке и реализации решений пространственного развития городских территорий.
Особенности регулирования пространственного развития городов: российский опыт
На современном этапе российский опыт регулирования пространственного развития городов существенно отличается от европейского. Российское законодательство предусматривает в качестве единственной обязательной формы участия населения в решении вопросов развития городской территории публичные слушания; иные альтернативные формы привлечения общественности к решению вопросов территориального развития не регламентируются и практически не используются. При этом регулированию, планированию и реализации мероприятий пространственного развития всегда должно предшествовать тщательное исследование экологической, экономической, социальной, культурной, инновационной среды городской территории с привлечением всех заинтересованных субъектов. Только такой подход позволяет обеспечить эффективное развитие территории в последующем.
Отсутствие в российской правовой практике институтов привлечения населения к решению вопросов городского значения приводит к пассивности граждан и, как следствие, к низкой эффективности принимаемых управленческих решений, поскольку они не ориентированы на социальные запросы.