Система социальной защиты населения – это совокупность нормативно-правовых актов и мероприятий, органов власти и хозяйствующих субъектов, реализующих меры социальной защиты граждан.
Сущность и назначение системы социальной защиты населения
Система социальной защиты населения представляет собой определенную совокупность мер, реализуемых государственной властью с целью обеспечения и защиты конституционных прав граждан и минимальных гарантий независимо от таких показателей как пол, возраст, национальность.
В Российской Федерации в качестве объектов социальной защиты можно обозначить:
- во-первых, лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья;
- во-вторых, лиц, участвовавших в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции;
- в-третьих, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- в-четвертых, многодетные семьи;
- в-пятых, малообеспеченных граждан;
- в-шестых, матерей-одиночек;
- в-седьмых, лиц, инфицированных ВИЧ;
- в-восьмых, безработных;
- в-девятых, граждан, не имеющих постоянного места жительства.
Социальная защита населения реализуется в следующих формах:
- во-первых, государственных, к числу которых относятся: достурное здравоохранение, образование, предоставление льгот, пенсионное обеспечение, меры социальной поддержки, предоставление социальных услуг, предоставление социального обслуживания;
- во-вторых, негосударственных, к числу которых относятся: благотворительность, социальное страхование, частная система здравоохранения и так далее.
Система социальной защиты включает в себя следующие элементы:
- во-первых, систему социального обеспечения, представляющую собой государственное материальное обеспечение и обслуживание нетрудоспособных и пожилых людей, семей с детьми за счет общественных средств. В систему социального обеспечения входят пенсии по старости, инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по родам, пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, семейные пособия, бесплатное или льготное протезирование, обеспечение инвалидов средствами передвижения, организация профессионального обучения инвалидов и так далее;
- во-вторых, систему социальных гарантий, представляющую собой предоставление социальных услуг и благ населению без учета трудового вклада и оценки нуждаемости в соответствии с принципом распределения по потребностям общественных ресурсов таких благ. В эту систему включаются гарантированное бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное и общедоступное образование, минимальный размер оплаты труда, пенсий, стипендий, пособие при рождении ребенка, пособие на погребение и так далее;
- в-третьих, систему социального страхования, представляющую собой средство защиты экономически активного населения от наступления социального риска за счет коллективной солидарности, обеспечивающей возмещение ущерба. Видами социальных рисков являются утрата трудоспособности, потеря работы, болезнь, безработица, старость, несчастный случай, материнство и так далее. Социальное страхование в России осуществляется в двух формах обязательной и добровольной;
- в-четвертых, систему социальной поддержки, представляющую собой оказание помощи группам населения, признанным социально уязвимыми и неспособными по определенным причинам обеспечивать себя доходом. Социальная поддержка может осуществляться посредством предоставления натуральных или денежных выплат, ее финансирование осуществляется за счет средств бюджетной системы. Оказание помощи распространяется на тех лиц, доходы которых ниже минимума жизненных стандартов.
Особенности управления системой социальной защиты населения
Система социальной защиты населения выступает в качестве мощного социального инструмента, оказывающего сдерживающее влияние на развитие социальных конфликтов и рисков. Эффективность функционирования системы социальной защиты населения напрямую зависит от того, как осуществляется управление этой сферой и объема финансовых ресурсов, выделяемых государством и обществом.
Управление системой социальной защиты населения можно разделить на следующие виды:
- во-первых, организационно-структурное, направленное на обеспечение организации системы управления на различных уровнях власти – федеральном, региональном и муниципальном, а также формирование организационных структур в составе Министерства здравоохранения и социального развития России, федеральных агентств и служб, региональных министерств, департаментов, комитетов, управлений и отделов социальной защиты населения, территориальных центров и служб социального обслуживания;
- во-вторых, функциональное, направленное на выполнение общих и конкретных функций управления системой социальной защиты населения. Общие функции состоят в прогнозировании, планировании, организации, координации, стимулировании, маркетинге, учете и контроле сферы социальной защиты населения. Конкретные функции управления данной системой подразумевают осуществление выполнения определенных действий определенными должностными лицами, подразделениями, хозяйствующими субъектами, привлеченными в систему социальной защиты населения.
Основной особенностью управления социальной защиты населения в Российской Федерации является многоуровневость этой системы, финансирование которой обеспечивается преимущественно из федерального бюджета. Как следствие, федеральные органы власти определяют общую политику социальной защиты населения, в рамках которой действуют региональные и местные органы власти.
Направления совершенствования управления системой социальной защиты населения
В качестве основного направления совершенствования управления системой социальной защиты населения в Российской Федерации можно обозначить необходимость финансового обеспечения самостоятельности уровней власти, способных принимать решения по организации социальной защиты населения. В настоящее время система социальной защиты преимущественно координируется на федеральном уровне, который обеспечивает выделение средств на финансирование мероприятий социальной защиты.
Действия региональных и муниципальных властей в сфере социальной защиты населения носит ограниченный характер в первую очередь, за счет ограниченности финансовых ресурсов и жестких рамок федеральной социальной политики.