Федерализм – это тип территориальной организации публичного управления, который предполагает распределение полномочий публичного управления по вертикали – между центром и территориями субъектов Федерации для гарантирования всему населению равных прав и возможностей независимо от территории проживания и преодоления негативных тенденций узурпации власти центральными органами.
Значение федерализма
Практикой современных государств федерализм воспринимается как эффективный инструмент публичного управления, который:
- обеспечивает разделение компетенции публичного управления по вертикали;
- обеспечивает интеграцию территорий, образующих Федерацию, предоставляя определенную политическую, социальную, культурную, экономическую и иную самостоятельность субъектам.
Иными словами, федерализм – это один из типов организации публичного управления в демократическом государстве, который обеспечивает противодействие узурпации власти центральными органами и гарантирует территориям, входящим в состав Федерации, возможность самостоятельно решать значимые для населения территории вопросы публичного управления при эффективном распределении ресурсов государства.
Одной из наиболее эффективных систем реализации на практике федерализма выступает Европейское сообщество, где федерализм позволил интегрировать интересы большей части государств при сокращении национального суверенитета для развития общеевропейских гуманистических институтов и создания общеевропейских органов, реализующих важнейшие управленческие решения в сфере политики и экономики.
В современной системе публичного управления федерализм следует рассматривать как инструмент обеспечения реализации прав населения территорий, образующих государство, и преодоление монополии на власть со стороны центра при сохранении единства и целостности государства.
Особенности эволюции российского федерализма
Российский федерализм начинает складываться и развиваться с принятием Конституции России в 1993 г. В качестве конституционных основ Российского государства конституционные нормы предусматривали федеративное устройство системы публичного управления, демократический политический режим и республиканскую форму правления.
К числу наиболее важных задач становления и развития отечественного федерализма относились:
- гарантирование территориальной целостности государства;
- обеспечение равноправия субъектов, образующих Российскую Федерацию.
Актуальность решения названных задач обуславливалась существовавшими в период становления нового российского государства сепаратистскими тенденциями отдельных субъектов. Конституционным судом страны было принято постановление, которое, раскрывая смыл конституционных положений о федерализме, указывало на то, что Конституцией страны устанавливается суверенитет Российской Федерации, что не позволяет говорить о возможности существования иной ступени суверенной власти в системе публичного управления страной. Другими словами, положениями отечественной Конституции не допускается суверенитет субъектов, образующих Российскую Федерацию.
Кроме того, особенностью российского федерализма является наличие параллельных направлений управления:
- управления субъектами Российской Федерации;
- управления территориями, которые могут включать в себя часть субъектов Российской Федерации или несколько субъектов Российской Федерации.
Иными словами, федеральное управление предполагает влияние на управление территориями субъектов за счет прямых и косвенных инструментов, в том числе инструментов социально-экономического развития территорий посредством программно-целевой поддержки субъектов, образующих Российскую Федерацию.
Так, например, действующая сегодня Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 г. содержит перечень региональных территорий, на которых формируются зоны территориального развития, то есть реализуются мероприятия поддержки конкретных региональных территорий. Поддержка здесь обусловлена наличием высокого уровня развития инфраструктуры или наличием высокого инвестиционного потенциала, выгодного экономико-географического положения или, напротив, существенным отставанием таких региональных территорий от общего уровня развития субъектов, составляющих Российскую Федерацию.
Перспективы развития российского федерализма
Постановлением федерального правительства утверждена программа по развитию федеративных отношений в стране и формированию среды для эффективного и ответственного управления финансовыми ресурсами субъектов РФ и муниципальных территорий. Эта программа предполагает обеспечение роста устойчивости бюджетов региональных территорий, повышения качества бюджетного управления на региональном и муниципальном уровнях.
Так, в соответствии с исследованиями Министерства финансов РФ региональные территории сегодня крайне зависимы от центра, имеют большой объем долговых обязательств.
Ввиду обострившейся внешней обстановки, в частности введения санкций против Российской Федерации, финансовая зависимость региональных территории от центра усугубляется, что требует укрепления федеративных отношений, повышения их эффективности.
Эффективное развитие российского федерализма должно обеспечиваться экономическим развитием территорий, то есть субъект Российской Федерации должен рассматриваться как крупное территориальное образование, которое способно самостоятельно обеспечивать собственные публичные полномочия и конструктивно взаимодействовать с иными субъектами и федеральными органами управления.
При участии федеральных органов власти должны создаваться условия для прогрессивного развития субъектов, обладающих инфраструктурным, инвестиционным и инновационным потенциалом, а также должны организовываться мероприятия по поддержке наиболее экономически уязвимых территорий, не способных самостоятельно обеспечить благосостояние населения. Приоритетным направлением федерализма должно оставаться формирование эффективных механизмов согласования интересов региональной территории с федеральной властью.