Государственная служба в РФ – это социально полезная профессиональная деятельность российских граждан, направленная на обеспечение исполнения полномочий Российской Федерации, регионов, федеральных и региональных органов власти, а также должностных лиц государственной и региональной власти.
Правовая регламентация видов государственной службы в РФ
Государственная служба представляет собой важнейший элемент государственного механизма, обеспечивающий его непосредственное функционирование. Государственные служащие, реализующие свои полномочия в различных сферах публичного управления в конкретных органах для обеспечения деятельности конкретных должностных лиц, решают задачи публичного управления.
Важнейшим законодательным актом, регулирующим вопросы государственной службы в стране, является закон о системе государственной службы РФ. В соответствии с названным законом государственная служба в стране трактуется как профессиональная служебная деятельность российских граждан, которая обеспечивает реализацию полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, регионов, региональных государственных органов, федеральных и региональных должностных лиц.
Принятие названного закона является системным для развития отечественной государственной службы, поскольку впервые в нем получила закрепление систематизация государственной службы. К системе государственной службы законодательно были отнесены конкретные виды государственной службы:
- гражданская государственная служба;
- военная государственная служба;
- правоохранительная государственная служба.
Необходимо отметить, что указанные виды служебной деятельности реализовывались и до принятия соответствующего закона. Так, например, военная и правоохранительная государственная служба в силу своих специальных функциональных особенностей складывались в качестве относительно обособленных самостоятельных отдельных подсистем государственной службы. Принятие единого законодательного акта позволило утвердить основные принципы организации и функционирования государственной службы в стране для всех ее видов.
С 2016 г. классификация государственной службы, установленная законодательством, претерпела изменения. Так, сегодня законодателем предлагается следующая классификация:
- гражданская государственная служба;
- военная государственная служба;
- государственная служба иных видов.
В теории и законодательстве не выработано единого подхода к понятию иных видов государственной службы. При этом нормативная регламентация и практика реализации служебной деятельности в органах внутренних дел, в таможенных и иных правоохранительных органах позволяет отнести ее к государственной службе.
Критерии выделения видов государственной службы
Итак, специальным законодательством о системе государственной службы в РФ выделяются следующие виды государственной службы:
- гражданская государственная служба, которая предполагает реализацию профессиональной деятельности российскими гражданами в федеральных и региональных органах, относящихся к исполнительной, судебной или законодательной ветвям власти, а также служба, обеспечивающая деятельность должностных лиц в системе исполнительной власти;
- военная государственная служба, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность российских граждан, реализуемую на воинских должностях в Вооруженных Силах, иных войсках, специальных воинских формированиях и органах, которые реализуют функцию публичного управления по обеспечению безопасности и обороны страны;
- государственная служба иных видов. Названная категория не получила определения в специальном законодательстве, в теории единого подхода к определению иных видов государственной службы не сложилось. Так, отдельные авторы к иным видам государственной службы относят службу в правоохранительных органах, в том числе службу в органах внутренних дел, в органах уголовно-исполнительной системы, в органах прокуратуры, в таможенных органах. Другие авторы дополняют указанный перечень также профессиональной деятельностью, реализуемой в Федеральной службе судебных приставов.
Представляется, что в качестве критерия для выделения иных видов государственной службы законодатель использовал то обстоятельство, что такая профессиональная деятельность реализуется гражданами России для осуществления специальной функции и задачи публичного управления – правоохранительной функции. Потому наиболее обоснованным видится использование в законе категории «иных видов государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью».
Правоохранительная деятельность в самом общем виде можно охарактеризовать как деятельность, направленную на обеспечение функционирования правовой государственной системы, деятельность по обеспечению общественного порядка, охране и защите прав граждан. Одним из важнейших направлений правоохранительной деятельности является деятельность по предупреждению и пресечению правонарушений, в том числе преступлений. Названная деятельность, кроме указанных выше органов, реализуется Следственным комитетом страны, органами противопожарной службы МЧС, войсками национальной гвардии.
Регулирование названных видов деятельности традиционно осуществляется специальными нормативно-правовыми актами, в частности федеральным законодательством о прокуратуре, федеральным законодательством о судебных приставах и др.
Государственная служба, реализуемая российскими гражданами в правоохранительной системе, характеризуется определенными специфическими чертами, которые и определяются задачами правоохранительной деятельности. В частности, это обуславливает повышенные требования к состоянию здоровья, психологическому моральному состоянию, иногда и к физической подготовке кандидатов, претендующих на должности правоохранительной службы. Указанным определяются и специальные требования к служебной дисциплине в системе правоохранительных органов.