Постановка целей – это процесс, подразумевающий тщательное изучение желаемых результатов и соотнесение возможностей достижения этих результатов с имеющимися ресурсами.
Делегирование полномочий – это процесс передачи определенных функций менеджера организации его подчиненным, призванный обеспечить достижение этими подчиненными определенной цели.
Характеристика основных управленческих навыков
Для эффективного решения задач управления каждый руководитель должен обладать определенными управленческими навыками.
Ключевым навыком любого руководителя является умение удерживать и укреплять власть. Руководитель, не имеющий власти, не является руководителем.
К числу основных навыков управления можно отнести:
- во-первых, умение задавать вопросы подчиненным. Это обеспечивает позиционирование менеджера как руководителя, предотвращает принятие неправильных решений. Спешка в принятии решений является ошибкой, а доскональное выяснение ситуации обеспечивает качественное решение проблемы;
- во-вторых, отказ от принятия спонтанных решений. Принятие управленческих решений в условиях спешки и отсутствия должного анализа ситуации обеспечивает падение авторитета руководителя и ставит под сомнение его профессионализм;
- в-третьих, умение делегировать полномочия. Способность высказывать доверие работнику, сохраняя ответственность за его действия за собой, повышает уверенность сотрудников в собственных силах и их вовлеченность в достижение целей организации.
Правила постановки целей
В основе постановки целей находится ряд правил, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, определение целей, способных мотивировать. Цель должна выступать мотиватором для заинтересованных в ней лиц, то есть должна быть важна для них, иметь смысл достижения. Именно мотивация выступает в качестве основной движущей силы достижения целей;
- во-вторых, установление конкретных, измеримых и достижимых целей. Постановка целей подразумевает их ясность и четкость определения. Обобщенность или неясность целей делают их бесполезными, в связи с отсутствием у них необходимой направленности;
- в-третьих, установление целей в письменной форме. Такой подход к формулировке целей обеспечивает их реальность и ощутимость, даже в определенной мере осязаемость. Записанная цель четко продекларирована и постоянно напоминает о себе;
- в-четвертых, составление плана действий. Процесс постановки целей включает в себя продумывание действий, которые необходимы для ее достижения. Это обеспечивает реальность цели, возможность контроля и отслеживания прогресса процесса достижения цели;
- в-пятых, следование плану. Достижение цели обеспечивается выполнением запланированных действий, однако слепой подход к исполнению плана не гарантирует достижения результата. Достижение цели требует гибкого подхода, способного ориентироваться на изменение обстоятельств.
Сущность и необходимость делегирования полномочий
Необходимость в делегировании полномочий объясняется тем, что руководящий персонал не может выполнять всю работу самостоятельно. Часть своих профессиональных обязанностей руководители перекладывают на подчиненных, ставя им задачи и добиваясь достижения результата.
Делегирование полномочий призвано обеспечить высвобождение руководителей для решения только самых важных задач.
Если на небольших предприятиях руководство может самостоятельно выполнять решение множества задач своих сотрудников, то в условиях крупного предприятия без делегирования полномочий не обойтись.
Делегирование полномочий призвано обеспечивать достижение следующей цели – создание такой ситуации, в условиях которой каждым сотрудником выполняются определенные задачи для достижения определенной цели. Единство целей действий всех сотрудников обеспечивает решение глобальных планов функционирования организации.
В целом делегирование полномочий может обеспечивать достижение трех основных целей:
- во-первых, уменьшение нагрузки на руководителей;
- во-вторых, повышение эффективности функционирования всех звеньев организации;
- в-третьих, увеличение заинтересованности работников в выполняемых ими функциях.
Достижение указанных целей оказывает определенное влияние на функционирование всей организации. В частности, высвобождение руководства от решения рутинных задач обеспечивает возможность выполнения ими творческих функций. Отказ руководства от выполнения второстепенных задач обеспечивает ему объективный взгляд со стороны на функционирование организации.
Также делегирование полномочий обеспечивает рост эффективности работы всех звеньев организации. Это обусловлено тем, что в условиях делегирования полномочий для каждого работника, наделенного доверием руководства, возрастает значимость его труда, заинтересованность в его результатах.
В основе делегирования полномочий находится ряд принципов, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, единоначалие. Этот принцип является основным и подразумевает наличие у каждого сотрудника одного непосредственного руководителя, в подчинении которого он находится. Делегирование полномочий через уровни управления является неправильным;
- во-вторых, ограничение. Этот принцип подразумевает закрепление за каждым руководителем определенного числа работников, которыми он может управлять;
- в-третьих, права и обязанности. Суть этого принципа состоит в том, что объем делегированных полномочий не может обеспечивать работнику большую нагрузку, чем предусматривают его должностные обязанности;
- в-четвертых, закрепление ответственности. Делегирование полномочий не предусматривает освобождения руководителя от ответственности за выполнение определенных задач;
- в-пятых, передача ответственности. Делегирование полномочий подразумевает и передачу ответственности за выполнение конкретных действий на работника, которому делегируются полномочия;
- в-шестых, отчетность. Любые отклонения или изменения в ходе выполнения задач требует формирования отчетности для руководства.