Основные функции государства и муниципального образования – это законодательно или нормативно регламентированные приоритетные направления деятельности органов государства и муниципального образования, реализация которых происходит за счет бюджетных ресурсов и предполагает решение социально значимых задач обеспечения социально-экономического развития и благосостояния населения.
Взаимосвязь основных функций государства и муниципального образования
Важно подчеркнуть, что публичное управление в России предполагает учреждение и функционирование в соответствии с Конституцией относительно самостоятельных систем государственного управления и муниципального управления, при этом между этими системами наличествует теснейшая взаимосвязь, в том числе и в функциональном плане.
Это обусловлено, прежде всего, общностью функций и задач государства и муниципального образования в условиях демократической организации публичного управления.
Современное государство учреждается и функционирует для того, чтобы обеспечить наиболее полным образом права личности, благосостояние и безопасность населения страны, и его дальнейшее развитие происходит в соответствии с указанными векторами. В Российской Федерации местное самоуправление формируется по инициативе государства на тех же общих демократических принципах организации публичного управления, которые получают закрепление в Основном законе страны.
Близость организационного и функционального содержания деятельности государства и местного самоуправления находит выражение в:
Необходимости распределения полномочий публичного управления между должностными лицами и органами государственной (федеральной и региональной) власти и между должностными лицами и органами местного самоуправления;
Установлении демократических гарантий в виде принципов организации и функционирования государственного и муниципального механизма, а именно:
- принципа законности, в соответствии с которым все должностные лица и органы системы публичного управления государственного и муниципального уровней должны осуществлять свои полномочия в строгом соответствии с законом и принятыми на его основе нормативными правовыми актами;
- принципа разделения властей для недопустимости узурпации власти одним из высших органов управления. И на уровне государства, и на уровне муниципального образования формируется система органов, согласно которой отдельное направление публичного управления – законодательное, исполнительное, судебное – передается относительно самостоятельной подсистеме должностных лиц и органов;
- принципа демократического формирования государственного и муниципального механизма. Высший представительный орган, как на уровне государства, так и на уровне муниципального образования, формируется путем выборов. Кроме того, в системе публичного управления на уровне государства и на уровне муниципалитета наличествуют избираемые должности и др.
Безусловно, нельзя отрицать и наличия определенных отличий функций государства и муниципального образования. Они связаны с тем, что публичное управление делит свои функции по вертикали: если государство решает задачи обеспечения благосостояния населения в масштабах страны, то региональная и муниципальная власть решает эти же задачи в рамках, соответственно, региональной и местной территорий.
Признаки основных функций государства и муниципального управления
Итак, поскольку функции муниципального образования являются естественным следствием функций государства, напрямую с ними связаны, то можно говорить, что функции государства и муниципального образования имеют схожие черты как функции публичного управления во всяком демократическом государстве независимо от уровня организации публичной власти.
Таким образом, к сущностным характеристикам функций государства и муниципального образования следует отнести:
- содержание функций государства и муниципального образования обусловлено объективно значимыми социальными целями и задачами организации публичного управления;
- функции государства и муниципального образования находят отражение в непосредственной деятельности должностных лиц, органов, служащих государства и муниципального образования, которые реализуются для организации управленческого воздействия по решению задач государственного и муниципального управления – для удовлетворения интересов населения на федеральном, региональном и местном уровнях;
- функции государства и муниципального образования получают нормативное закрепление, то есть функционирование органов и деятельность должностных лиц и служащих государства и муниципального образования, их действия и решения должны соответствовать регламентированным на законодательном уровне или на уровне подзаконных нормативно-правовых актов, в том числе актов местного нормотворчества, полномочиям и процедурам реализации публичного управления;
- функции государства или муниципального образования должны быть обеспечены в финансовом, организационном, материально-техническом, трудовом и ином плане. Иными словами, реализация полномочий государства и муниципального образования должна быть обеспечено за счет бюджетных средств, организации и реализации государственной и муниципальной службы и пр.;
- реализация функций государства и муниципального образования обеспечивается функционированием всей системы должностных лиц и органов государственного и муниципального управления, а не отдельными звеньями такой системы. При этом происходит распределение полномочий между конкретными элементами системы государственного и муниципального управления, но основные функции могут быть реализованы только посредством функционирования всей системы в целом.
Выявленные сущностные характеристики основных функций государства муниципального образования демонстрируют общность правовой природы и содержания государственного и муниципального управления в демократическом обществе и государстве, где основная цель функционирования государственного и местного механизмов власти заключается в наиболее полном обеспечении прав личности.