Пятнадцатое столетие в системе государственного управления Руси
Органы центрального управления в XV веке – это система органов государственного управления, основанная на усилении княжеской власти и направленная на обеспечение централизации государственного управления.
XV век выступил для Московского государства, переживающего период своей централизации, в качестве этапа формирования централизованного государственного аппарата и определения новой структуры государственной власти.
В XV веке Московское государство все еще являлось раннефеодальной монархией. В качестве главы государства выступал Великий князь, наделенный широким спектром прав, в том числе законодательного характера, проявляющихся в издании законов, исполнительного характера, состоящих в осуществлении практического государственного руководства, судебного характера. Централизация Московского государства обеспечивала усиление и изменение власти Великого князя. Изначально полномочия законодательного, административного и судебного характера осуществлялись Великим князем только в пределах собственного домена. Однако падение значения удельных княжеств обеспечило Великого князя подлинной властью на всей территории русского государства.
Мощным толчком для усиления власти Великого князя стало падение Золотой Орды. 1480 год стал для московских князей годом фактической и юридической независимости, с этого момента Московский князь стал суверенным государем. В период правления Ивана III Великий Московский князь получил наименование государя всея Руси (в 1478 году). В целях обеспечения роста авторитета на международной арене государь сочетался браком с племянницей последнего императора Византии Софьей Палеолог. Также Иван III продемонстрировал свои притязания на самодержавие. Византия наделила Русь атрибутами православной державы, государственной и религиозной символикой. В качестве великокняжеского герба стал использоваться двуглавый византийский орел.
Период правления Ивана III стал временем объединения русского государства. Московское княжество присоединило к себе Ростов, Пермь, Ярославль, Новгород. Этот период обеспечил формирование централизованного государства. Православная церковь провозгласила Москву «третьим Римом». В соответствии с этой концепцией Иван III выступил в качестве приемника державных прав императора Византии Константин XI. В обществе воцарилась идея союза власти князя и христианского мира. Таким образом, княжеская власть получила божественный статус, обеспечивший начало формированию на Руси цезаризма.
Формирование центральных органов управления ХV века
Несмотря на развитие на Руси цезаризма, власть великого князя в этот период развития русской государственности была ограничена рамками органов управления раннефеодальным государством.
Существенная роль в системе государственного управления была возложена на Боярскую думу, которая получила свое начало от совета, действовавшего при Великом князе еще во времена Киевской Руси. С точки зрения ученых-историков формирование Думы относится именно к ХV веку.
В отличие от княжеского совета Боярская дума была наделена большим объемом организационной и юридической оформленности.
Дума выступала в качестве постоянно функционирующего органа, отличалась относительно стабильным составом. В состав думы было включено 5-12 бояр и примерно 12 окольничьих. Дума являлась совещательным органом. Малочисленность состава Боярской думы обусловило приближение к государю в качестве советников только тех аристократов, которые заслужили его полное доверие. На Великого князя не возлагалась обязанности учитывать мнение Думы, но на практике каждое его решение должно было получать одобрение со стороны бояр, в противном случае оно не получало практической реализации. Это позволяло боярству осуществлять через Думу ту политику, которая была выгодна данному сословию. Значимость роли Боярской думы и господство в ее рамках крупных феодалов можно считать признаками раннефеодальной монархии.
Помимо этого, следует отметить еще одну особенность, характерную для раннефеодальной монархии, - это наличие в системе государственного управления ХV века характеристик государственного управления предшествующего периода в сочетании с зарождением нового приказного управления.
В качестве основных унаследованных от предыдущего периода характеристик государственного управления в форме дворцово-вотчинной системы можно обозначить следующие:
- во-первых, осуществление управления дворцом дворским, в подчинении которого находились многочисленные слуги;
- во-вторых, наличие людей (путей), призванных обеспечивать специальные нужды князя и его ближайшего окружения, в качестве которого выступали ловчие, конюшенные, сокольничьи, стольничьи и так далее.
В ведении путей находились отдельные княжеский села и местности. Пути наделялись правом сбора определенных податей с подчиненных им местностей, а также выполняли роль административных и судебных органов. В качестве руководителей путями выступали путные бояре.
В ХV веке система дворцово-вотчинных органов переживала постепенную трансформацию в систему общих государственных учреждений, задачи которых выходили за рамки удовлетворения личных нужд государя. Дворский в XV веке решал вопросы землевладение светских и церковных феодалов, контролировал местную администрацию. Также существенным изменением стало то, что выполнение княжеских поручений утратило временный характер, трансформировавшись в постоянную службу.
Расширение и усложнение функционального назначения дворцовых органов привело к формированию разветвленного аппарата государственного управления, деятельность которого подверглась определенной специализации. В системе государственного управления выделились великокняжеская казна, дворцовая канцелярия, архив и иные подразделения.
ХV век стал началом трансформации дворцово-вотчинной системы в форму приказной системы управления.