Сущность и назначение избирательных комиссий
Избирательная комиссия – это коллегиальный орган, формирование которого осуществляется в сроки и в порядке, установленными законодательством, в целях обеспечения процесса организации, подготовки и проведения референдумов и выборов.
Избирательные комиссии выполняют основную организационную работу по проведению референдумов и выборов, обеспечению избирательных прав граждан в части их реализации и защиты.
В российской практике существуют различные виды избирательных комиссий, состав полномочия которых зависит от их уровня в общей системе избирательных комиссий. К числу избирательных комиссий относятся центральная, региональные, комиссии муниципальных образований, окружные и территориальные комиссии, участковые избирательные комиссии.
Центральная комиссия России существует в единственном экземпляре и является вышестоящей комиссией по отношению ко всем остальным избирательным комиссиям. Наиболее многочисленным классом избирательных комиссий является участковые избирательные комиссии, которые выступают в качестве нижестоящих по отношению ко всем остальным избирательным комиссиям.
Правовую основу функционирования избирательной комиссии преимущественно формирует федеральное законодательство, хотя некоторые аспекты ее деятельности регулируются региональными законами и муниципальными правовыми актами.
Федеральным и региональным законодательством строго определены порядок взаимодействия избирательных комиссий, их подчиненность, распределение полномочий между отдельными уровнями, а также специфика участие в тех или иных выборах. К примеру, в выборах депутатов Государственной Думы России принимают участие такие избирательные комиссии как Центральная, региональные, окружные, территориальные и участковые, а в выборах Президента из вышеперечисленных комиссией не участвуют окружные комиссии.
Особенности статуса избирательных комиссий
Статус избирательных комиссий достаточно специфичен, поскольку они не включаются в состав какой-либо ветви государственного управления. При этом избирательные комиссии функционируют в качестве государственно-общественных структур, высший уровень которых в виде Центральной избирательной комиссии, региональных и территориальных комиссий выступает в качестве государственных органов. Остальные комиссии при этом выступает в качестве общественных образований, решение которых относительно организации и проведения выборов обязательны для органов государственного управления, объединений общественного характера, экономических субъектов и отдельных должностных лиц.
Характеристиками правового статуса избирательных комиссий в качестве самостоятельных и независимых органов выступают следующие положения:
- избирательные комиссии обладает независимостью от органов государственной власти и муниципального управления в пределах своей компетенции;
- избирательные комиссии наделены специальной компетенцией, закрепленной на уровне федерального и регионального законодательства;
- полномочия осуществляются избирательными комиссиями или на постоянной основе, или в течение четко определенного срока;
- финансирование деятельности избирательных комиссий осуществляется за счет средств бюджетов различного уровня;
- порядок формирования избирательных комиссий регулируется уполномоченными органами государственного и муниципального управления, вышестоящими избирательными комиссиями;
- в основе формирования избирательных комиссий находятся предложения общественных объединений, избирательных объединений, политических партий, групп граждан;
- избирательные комиссии наделены правом и полномочиями контроля за соблюдением избирательных прав населения и их защиты;
- избирательные комиссии несут ответственность за принятые ими решения и осуществленные действия.
Зависимость порядка формирования избирательных комиссий от их статуса
Избирательные комиссии имеют определенный статус, который оказывает влияние на порядок их формирования.
Большинство избирательных комиссий осуществляет свою деятельность на постоянной основе и наделяется статусом юридического лица. Как правило, срок полномочий избирательной комиссии составляет от 5 до 1 года в зависимости от вида.
Порядок формирования Центральной избирательной комиссии предусматривает следующие положения:
- пять из пятнадцати членов этой комиссии назначают депутаты Государственной Думы. Кандидаты на членство в комиссию предлагаются партийными фракциями;
- еще пять из пятнадцати членов этой комиссии назначают сенаторы верхней палаты российского Парламента. Кандидаты в этом случае предлагаются высшими должностными лицами регионального уровня и представительными органами государственного управления;
- за назначение оставшихся 5 членов комиссии отвечает высшее должностное лицо Российской Федерации, то есть ее Президент.
Формирование региональных избирательных комиссий осуществляется исполнительными органами государственной власти, назначающими 50% от общей численности членов комиссии из числа кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными объединениями. В формировании региональных избирательных комиссий также принимают участие представительные органы государственного управления регионального уровня и высшие должностные лица регионов посредством назначения по одному члену избирательной комиссии регионального уровня.
Похожие правила формирования распространяются и на иные избирательные комиссии.
Осуществление деятельности избирательных комиссий реализуется в коллегиальной форме. Правомочность деятельности избирательной комиссии определяется назначением, как минимум, 2/3 от общей численности их состава.
Решения принимаются избирательными комиссиями большинством голосов.
Ход заседаний избирательных комиссий подлежит обязательному протоколированию.