Сущность контроля за деятельностью органов государственного управления
Контроль за деятельностью органов государственного управления – это деятельность, направленная на осуществление надзора за действиями органов государственного управления федерального и регионального уровня при осуществлении ими их полномочий.
Контроль деятельности органов государственного управления призван обеспечить законность этой деятельности, соблюдение основ и принципов государственного управления, эффективность функционирования государственной власти.
Осуществление контроля органов государственного управления основывается на ряде принципов, к числу которых относятся:
- во-первых, принцип объективности;
- во-вторых, принцип открытости;
- в-третьих, принцип гласности.
Законодательством прямо установлен запрет на возможность дублирования контрольно-надзорных полномочий органов государственного управления в отношении подконтрольных органов государственной власти регионального уровня и должностных лиц регионального государственного управления.
Координация контрольно-надзорной деятельности за действиями органов государственного управления возлагается на прокуратуру Российской Федерации.
Органы, ответственные за осуществление контроля за деятельностью органов государственного управления
Осуществление надзора за соблюдением положений российской Конституции, исполнением федеральных конституционных и собственно федеральных законов, региональных нормативных актов органами государственной власти федерального и регионального уровня возлагается на российскую прокуратуру. Также этот орган обязан осуществлять надзор за соответствием принимаемых органами государственного управления нормативных правовых актов законодательству Российской Федерации.
Помимо прокуратуры контрольная деятельность за действиями органов государственного управления, в том числе территориальных органов государственного управления и исполнительной власти, возлагается на иные органы государственной власти, уполномоченные на осуществление этой деятельности.
Объектом государственного контроля в этом случае выступают:
- во-первых, действия органов государственного управления федерального и регионального уровня;
- во-вторых, действия должностных лиц, входящие в систему государственного управления федерального и регионального уровня.
Правовую основу осуществления контроля за действиями органов государственного управления составляют положения: российской Конституции, федеральных конституционных и собственно федеральных законов, уставов регионов, нормативно-правовых актов Российской Федерации и ее регионов.
Именно эти документы устанавливают полномочия органов государственного управления, на которые возложены обязанности по осуществлению контроля за деятельностью органов государственного управления.
Виды контроля деятельности органов государственного управления
Контроль деятельности органов государственного управления осуществляется в форме проверок.
Одним из основных видов контроля является плановая проверка действий органов государственного управления. Основанием для проведения плановой проверки действий органов государственного управления выступает ежегодный сводный план проверок, который формируется Генеральной прокуратурой России в соответствии с ежегодными планами проверок по регионам страны, составленными прокуратурами регионов. Возможность проведения плановой проверки действия органов государственного управления ограничивается одним разом в 2 года.
Прокуратура получает от органов, ответственных за осуществление контроля за деятельностью государственных органов власти, ежегодные планы проведения проверок в срок до 1 сентября года, который предшествует году проведения этих проверок.
Прокуратура осуществляет рассмотрение проектов ежегодных планов проверок действий органов государственного управления, проверяет законность включения в них объектов проверок, рассматривает возможность совместного проведения плановых проверок.
Прокуратура региона составляет ежегодный план проверок в течение месяца, после получения проектов планов, то есть до 1 октября года, который предшествуют проведению плановых проверок.
Планы проверок действий органов государственного управления, утвержденные региональными прокуратурами, направляются в Генеральную прокуратуру России до 1 декабря года, который предшествует году проведения проверок. На основании этих планов формируется ежегодный сводный план проверок. Срок формирования этого плана составляет один месяц, то есть до 31 декабря года, которые предшествуют году проведения проверок.
Помимо плановых проверок действия органов государственного управления могут проверяться в ходе внеплановых проверок. Основанием для проведения таких проверок являются поручения российского Президента, Правительства, Генерального прокурора, региональных прокуроров.
Проведение внеплановых проверок действий органов государственного управления не требует согласования с органами прокуратуры.
Еще одной разновидностью проверок действий органов государственного управления являются совместные проверки, которые проводятся силами прокуратуры и органов, ответственных за осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере государственного управления.
По результатам проверок любого вида в отношении органов государственного управления ведется реестр проверок, в котором фиксируются все выявленные нарушения.
Федеральное законодательство устанавливает требования к порядку осуществления контроля за качеством и эффективностью функционирования органов государственного управления регионального уровня в отношении делегированных полномочий.
При наличии нормативных актов, регулирующих порядок контроля в отношении органов государственного управления регионального уровня в части исполнения делегированных полномочий, этим нормативным актам дается приоритет по сравнению с иным федеральным законодательством при проведении проверок.