Организация труда педагогических работников
Педагогические работники представляют собой категорию персонала, в отношении которой применяется особый порядок организации и оплаты труда. Такой особый подход определяется спецификой педагогического труда, урегулированной нормативными актами на уровне федерального законодательства.
Трудовое законодательство регулирует порядок найма и увольнения педагогических работников. Особенности найма и увольнения педагогических работников определяются в разрезе различных должностей и квалификационных групп. К числу таких особенностей можно отнести, например, установление возрастных ограничений для отдельных категорий педагогических работников, наличие ограничений по приему граждан в состав педагогических работников, таких как недееспособность, инвалидность, наличие приговора суда, запрещающего осуществление педагогической деятельности, и так далее.
Порядок организации труда педагогических работников определяется главой 52 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации определен допуск к осуществлению педагогической деятельности лиц, имеющих образовательный ценз, определяемый в порядке, установленном российским законодательством.
В отношении педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, в пределах 36 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени и особенности определения педагогической нагрузки в отношении педагогических работников определяется федеральными органами исполнительной власти, ответственными за выработку и реализацию государственной политики в сфере образования.
Педагогические работники в соответствии со статьей 334 Трудового кодекса России имеют право на получение ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого устанавливается российским Правительством.
Педагогическим работникам также дано право на получение длительного отпуска, срок которого может быть в пределах одного года, через каждые 10 лет непрерывного осуществления педагогической деятельности. Условия и порядок предоставления длительного отпуска регулируется федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку государственной политики в сфере образования.
Характеристика системы оплаты труда педагогических работников
Правовую основу оплаты труда педагогических работников составляют коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты, которые разрабатываются согласно требованиям федерального законодательства, региональных и муниципальных правовых актов. При принятии локальных актов, регулирующих оплату труда педагогических работников, учитывается мнение представительного органа педагогического персонала. В общем виде оплата труда педагогических работников складывается из следующих составляющих:
- во-первых, должностной оклад;
- во-вторых, выплаты компенсационного характера;
- в-третьих, выплата стимулирующего характера.
В соответствии с Трудовым кодексом России установление заработной платы осуществляется на основании трудового договора, положения которого зависят от действующей у работодателя системы оплаты труда, учитывающей квалификацию педагогических работников, сложность, количество, качество и условия их труда.
Трудовые договор педагогических работников должны включать в себя следующие условия оплаты их труда:
- во-первых, величину должностного оклада, установленного за исполнение педагогическим работником своих обязанностей в рамках квалификации за календарный месяц или иную норму труда;
- во-вторых, величину компенсационных выплат;
- в-третьих, величину стимулирующих выплат.
Система оплаты труда педагогических работников должна учитывать содержание следующих документов:
- во-первых, единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
- во-вторых, единого квалификационного справочника руководящих специалистов;
- в-третьих, статьи 130 Трудового кодекса России в части государственных гарантий по оплате труда;
- в-четвертых, утвержденного Министерством социального развития перечня видов компенсационных выплат в федеральных бюджетных учреждениях;
- в-пятых, утверждаемых федеральными органами государственной власти и учреждениями, выступающими в качестве главных распорядителей федеральных бюджетных средств, примерные положения об оплате труда педагогических работников;
- в-шестых, рекомендаций по регулированию отношений социально-трудового характера, издаваемых Российской трехсторонней комиссией;
- в-седьмых, мнения представительного органа педагогических работников.
Труд педагогических работников оплачивается исходя из величины должностного оклада, представляющего собой фиксированный размер оплаты труда за определенную норму педагогических часов в течение календарного месяца или иного отрезка времени без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Система должностных окладов педагогических работников учитывает требования к наличию профессиональной подготовки и квалификационной категории, которая необходима для осуществления работы в рамках соответствующей профессиональной деятельности.
Локальные нормативные акты отдельного образовательного учреждения могут предусматривать применение повышающих коэффициентов по отношению к должностным окладам или ставкам педагогических работников, имеющим ученую степень, звание. Также допускается введение персональных повышающих коэффициентов.
Величина личного персонального повышающего коэффициента к окладу педагогического работника учитывает его профессиональную подготовку, сложность и важность выполняемой работы, степень ответственности и самостоятельности при решении поставленных задач. Действия коэффициента распространяется на заранее оговоренный промежуток времени.