Понятие и значение социальной защиты населения
Социальная защита населения характеризуется как направление управленческой деятельности государства, осуществляемой в целях наиболее полного обеспечения конституционно закрепленных прав личности при гарантировании минимальных стандартов их реализации.
В число приоритетных аспектов названного направления государственной политики входит обеспечение права личности на минимальный размер оплаты трудовой деятельности, предоставление государством средств поддержки лицам, не имеющим дохода, а именно социальное обеспечение по старости, болезни, в случае гибели кормильца, на период воспитание детей и др.
Социальная защита традиционно объединяет следующие сферы социальных интересов государства: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная поддержка.
Реализация социальной политики предполагает использование следующих форм:
- закрепление на законодательном и подзаконном уровнях социальных гарантий, их обеспечение на основе соответствующих стандартов и др.;
- оказание социальных услуг населению;
- реализация целевых социальных программ;
- осуществление социального страхования населения и др.
Учреждения социальной защиты населения на федеральном, региональном и местном уровнях власти
На федеральном уровне организации публичной власти и управления вопросы социальной защиты переданы в ведение Минтруд России. Министерство реализует следующие полномочия в рассматриваемой области государственного управления:
- готовит предложения и реализует социальное направление государственной политике для преодоления комплексных проблемных аспектов социального развития страны;
- содействует совершенствованию социального страхования;
- обеспечивает развитию системы оплаты труда, а также обеспечению эффективного социального партнерства;
- организует пенсионное обеспечения населения по старости, инвалидности и т.д., а также организует социальное обслуживание, совершенствует условия труда и порядок их охраны;
- обеспечивает эффективную занятость населения, а также социальные гарантии и защиту.
На уровне регионов действуют региональные органы социальной защиты, которые именуются по-разному, например, департаменты, управления, отделы и пр. Названные региональные органы подчиняются одновременно высшему исполнительному органу субъекта федерации и Минтруд России.
Региональные органы публичной власти в области социальной защиты, организации, которые находятся в их ведении, а также территориальные подразделения региональных органов составляют единую систему, которая реализует социальную защиту населения на уровне региона, а именно:
- обеспечивает поддержку семьи на региональном уровне;
- обеспечивает поддержку иных социально незащищенных слоев населения – граждан пожилого возраста, граждан с ограниченными возможностями здоровья и др.;
- развивает и совершенствует систему социальных служб на региональном уровне;
- осуществляют публичное управление от имени государства на региональном уровне в сфере пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Региональный орган публичной власти в сфере социальной защиты организационно представляет собой самостоятельный субъект правоотношений – юридическое лицо с самостоятельным балансом, наименованием и пр.
К числу основных функций регионального органа публичной власти в сфере социальной защиты относятся:
- совместное с территориальными подразделениями осуществление государственного пенсионного обеспечения;
- формирование и развитие системы социального обслуживания государства на региональном уровне;
- учреждение социальной поддержки социально уязвимых слоев населения и др.;
- содействие организации финансирования программ и мероприятий социальной защиты населения;
- реализация контрольных мероприятий в области профессиональной подготовки кадрового обеспечения социальных служб и др.
На местном уровне учреждения социальной защиты представлены специальными органами муниципального управления, представляющими собой подразделения высших исполнительных органов муниципалитета – местных администраций. Такие органы также находятся в двойном подчинении – они одновременно подчиняются высшим исполнительным органам муниципалитетов и региональным органам социальной защиты. Такие подразделения учреждаются и упраздняются на основе решения органов местного самоуправления.
Подразделения имеют внутреннюю структуру, сформированную на основе реализуемых им функций. Так, в составе соответствующего департамента, управления и т.д., могут создаваться пенсионное подразделение (отдел), подразделение по трудовым и социальным вопросам, подразделение социальной помощи семье, подразделение социального обслуживания населения и др.
К числу основных задач, решаемых органом публичной власти местного уровня в области социальной защиты, относятся:
- организация и содействие в прогнозировании и планировании социально-экономического развития муниципалитета;
- организация на основе соответствующих прогнозов социально-экономического развития муниципалитета подготовки муниципальных программ поддержки социально уязвимых слоев населения;
- выработка планов, мероприятий по исполнению федерального и регионального законодательства в области социальной защиты населения;
- организация исполнения политики государства в области пенсионных отношений;
- охрана прав граждан, гарантированных законодательством социального обеспечения.
- эффективное согласование вопросов обеспечения надлежащих условий и охраны труда;
- непосредственное осуществление государственной политики в области социально-трудовых отношений;
- совершенствование регулирования трудовых правоотношений на основе договоров, повышение эффективности социального партнерства и др.
Местный орган управления в сфере социальной защиты свои полномочия реализует совместно с органами публичной власти федерального и регионального уровней, государственными внебюджетными фондами, гражданами, общественными объединениями и другими организациями.