Организационные основы реализации федеральных целевых программ регионального развития – это законодательно закрепленные основы создания и воплощения в жизнь государственных федеральных программ целевого назначения, призванных обеспечить развитие региона в социально-экономическом или ином плане.
Сущность и значение федеральных целевых программ регионального развития
Федеральные целевые программы регионального развития – это взаимосвязанные по ресурсам, задачам и срокам реализации комплексы мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, социально-экономического развития организационно-хозяйственного и иного характера, призванные обеспечить эффективное решение проблем развития регионов.
Данные программы выступают в качестве важнейшего механизма, применяемого российским правительством для реализации политики структурного, научно-технического и инновационного назначения, а также осуществления активного воздействия на социально-экономическое развитие регионов. Именно российское правительство принимает решение относительно разработки федеральных целевых программ по результатам утверждения концепции этих программ.
Разработка федеральных целевых программ регионального развития осуществляется федеральными органами государственного управления исполнительного характера. Процесс реализации федеральных целевых программ и их мероприятий финансируется из средств федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных источников. В состав федеральных целевых программ могут включаться инвестиционные проекты, связанные с ними инновационные проекты и мероприятия.
Реализация мероприятий федеральных целевых программ регионального развития осуществляется с помощью механизма контрактной системы государственных закупок товаров, услуг, работ для обеспечения муниципальных и государственных нужд.
Нормативно-правовое регулирование формирования и реализации федеральных целевых программ осуществляется Министерством экономического развития России. На это же Министерство возможен процесс рассмотрения и согласования проектов федеральных целевых программ регионального развития, осуществления ежеквартального мониторинга реализации федеральных целевых программ. Также Министерство экономического развития России готовит доклады о ходе реализации федеральных целевых программ на ежеквартальной основе, представляемые Правительству Российской Федерации.
Особенности организации реализации федеральных целевых программ регионального развития
Федеральные целевые программы регионального развития призваны обеспечить решение актуальных проблем регионального развития, которые превышают возможности региональных бюджетов. Федеральные целевые программы регионального развития стремятся к выравниванию социального и иного неравенство между регионами. Задача федеральных властей в процессе разработки и реализации федеральных целевых программ состоит в обеспечении помощи тем регионом, которые самостоятельно не способны решить определенные проблемы.
Основное назначение федеральных целевых программ регионального развития состоит в эффективном решении задач регионального, межтерриториального и общенационального уровня в сфере экономики, науки и техники, социокультурной сфере и экологии. Основные отличительные особенности федеральных целевых программ регионального развития состоят в их нацеленности на реализацию социально-экономической политики регионального развития при поддержке государства.
Популярность федеральных целевых программ как инструмента, используемого государством для обеспечения регионального развития, обусловлена их целевой направленностью на решение конкретной проблемы. Это позволяет сосредоточить усилия как региональных, так и федеральных властей на достижении вполне конкретных показателей. Федеральные целевые программы ориентированы на решение проблем, имеющих общегосударственную значимость.
Эффективность реализации федеральных целевых программ обеспечивается их небольшой численностью, ориентированностью на поддержку особо бедствующих регионов, формирование условий для регионального развития, его ускорения.
Государственная поддержка регионального развития осуществляется с помощью правительственной комиссии, выполняющей следующие обязанности:
- во-первых, подготовка предложений, направляемых Правительству, по определению приоритетов регионального развития на будущее;
- во-вторых, рассмотрение и оценка федеральных целевых программ на стадии проектирования, представления Правительству заключения по результатам оценки;
- в-третьих, подготовка перечня федеральных целевых программ регионального развития, финансирование которых будет осуществляться из федерального бюджета.
Особое место в организационных аспектах реализации федеральных целевых программ регионального развития занимает процесс формирования результативных показателей этих программ. Назначение этих показателей состоит в возможности сравнения достигнутых результатов с запланированными, сравнения программ между собой и с показателями, достигнутыми в других регионах, в среднем по стране.
При реализации федеральной целевой программы следует учитывать не только ее воздействие на развитие конкретного региона, но также и влияние на соседние регионы, национальную безопасность и устойчивость экономического развития государства. Федеральная целевая программа регионального развития не должна обеспечивать решение проблемы за счет ущемления интересов каких-либо групп населения.
Реализация федеральной целевой программы требует регулярного мониторинга ее осуществления, необходимого для проведения корректировки мероприятий программы при условии их недостаточной эффективности или изменения каких-либо обстоятельств.
Федеральные целевые программы призваны обеспечить рост качества жизни населения.