Организационные основы муниципального управления – это совокупность актов муниципальных органов власти, формирующая систему местных норм права, обеспечивающих организацию муниципального управления в соответствии с требованиями Конституции, федерального и регионального законодательства, определяющих принципиальные основы построения публичного управления на уровне муниципальных образований, порядок и структуру создания органов муниципального управления, осуществления их непосредственной деятельности.
Общая характеристика организационных основ муниципального управления и его полномочий
Идея муниципального управления является следствием процесса децентрализации власти, обеспечения приближенности ее к населению, вовлечение этого населения в процесс самоорганизации. Местное самоуправление имеет длительную историю своего существования, в том числе и в России, временно прервавшуюся в период существования советского государства. В связи с этим на сегодняшний момент муниципальное управление в определенной мере находится в стадии своего становления, имея тем не менее четкие организационные основы, обеспеченные федеральным законодательством.
В качестве отличительных характеристик муниципального управления Можно обозначить следующие черты:
- во-первых, наличие определенной компетенции муниципальных органов власти, установленной законодательно;
- во-вторых, наличие в собственности определенной материальной базы в виде муниципального имущества и муниципального бюджета;
- в-третьих, наличие представительного органа муниципального управления, формирующегося на выборной основе и наделенного собственным исполнительным аппаратом;
- в-четвертых, отсутствие вертикальной непосредственной подчиненности органов муниципального управления органам государственного управления.
Полномочия органов муниципального управления носят административный характер. Законодательными полномочиями органы муниципальной власти не наделяются, функционируя в соответствии с законодательством, принятым органами государственного управления. Компетенция органов муниципального управления состоит преимущественно в обеспечении функционирования и развития сферы услуг на территории муниципального образования, в том числе здравоохранения, дорожного и транспортного обеспечения, образования, социального обеспечения и так далее. Реализация указанных полномочий требует от органов муниципального управления стимулирования экономической деятельности на территории муниципального образования, способствования открытию новых производств, предприятий, привлечению инвестиций и так далее. На муниципальные органы власти возложена регулятивная функция, которая выражается в определении форм взаимодействия собственников как с муниципальным образованием, так и между собой.
Формы и принципы организации муниципального управления
В организационном смысле муниципальное управление существует в различных формах, в том числе:
- во-первых, в форме представительной демократии, реализуемой через функционирование органов муниципальной власти выборного характера;
- во-вторых, в форме непредставительной демократии, реализуемой с помощью вовлечения граждан в муниципальное управление за счет принятия решений на референдумах, сходах граждан, собраниях и так далее.
Органы муниципального управления в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления обеспечивают контроль и управление в соответствии с законодательством под свою ответственность на территории муниципального образования для обеспечения блага населения за счет урегулирования значительной части общественных дел.
Организация муниципального управления требует эффективного:
- во-первых, решения вопросов местной значимости за счет сил местного населения с целью освобождения центральных органов власти от локальных проблем;
- во-вторых, максимального сближения органов муниципального управления и населения для стимулирования и обеспечения участия граждан в управлении делами общества.
Население муниципального образования выступает в качестве потребителя услуг муниципального управления. Органы муниципальной власти ориентированы на концентрацию внимания на решении проблем повседневной деятельности муниципального образования. Муниципальное образование выступает в качестве естественного поля, обеспечивающего коммуникацию органов муниципального управления и населения. Органы муниципального управления подотчетны населению, избравшему их.
В основе организации муниципального управления находятся следующие принципы:
- во-первых, независимости и самостоятельности органов муниципального управления в решении вопросов местной значимости в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством;
- во-вторых, ориентированности муниципальных органов власти на обеспечение территориальной общности поселения;
- в-третьих, четкости разграничения полномочий органов управления территориями;
- в-четвертых, готовности учитывать интересы различных групп граждан территории муниципального образования;
- в-пятых, осознания ответственности органов муниципального управления перед гражданами муниципального образования, делегировавшим им свои полномочия;
- в-шестых, вовлечения граждан муниципального образования в активное участие в решение вопросов местного уровня.
Функционирование органов муниципального управления осуществляется строго в рамках законодательства. Муниципальное управление наделено организационной самостоятельностью и реализуется через выборные органы власти. Самостоятельность муниципального управления ограничивается компетенцией, предусмотренной вышестоящими уровнями власти.
На сегодняшний день организационные основы муниципального управления нуждаются в определенном совершенствовании, призванным более точно определить компетенцию местных у органов власти, а также усилить их ответственность перед населением.