Организационно-правовые и социально-культурные аспекты профессиональной подготовки государственных служащих – это принципиальные основы осуществления профессиональной подготовки лиц, занятых в системе государственной службы с учетом требований законодательства и морально нравственных аспектов.
Значимость профессиональной подготовки государственных служащих
Организация системы государственной службы на территории Российской Федерации предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке государственных служащих. Такая подготовка стала объектом пристального внимания со стороны государства сравнительно недавно. В Советском Союзе не уделялось внимание подготовке государственных служащих, не было специального образования, считалось, что в системе управления общественными и государственными процессами может быть задействован любой гражданин. Переход к рыночной экономике и новым формам организации общественных процессов показал недостатки такого подхода и потребовал подготовки квалифицированных специалистов именно в сфере государственного управления.
В современных условиях организация и эффективность государственного управления прямо зависит от уровня профессионализма государственных служащих. Между эффективностью государственного управления и организацией и осуществлением подготовки квалифицированных кадров в системе государственной службы существует прямая взаимосвязь.
Осуществление подготовки и повышения квалификации государственных служащих рассматривается в качестве приоритетной задачи в системе государственной службы. Государственные служащие должны отличаться профессионализмом, иметь управленческие знания, навыки, умения и способности. Государственный служащий принимает активное участие в разработке законопроектов, программ государственного развития, внутренней и внешней политики страны, готовит предложения относительно изменения структуры органов государственной власти, решения текущих в общественных проблем и так далее. Без соответствующей подготовки решение этих вопросов в соответствии с потребностями общества невозможно. Профессиональная подготовка государственных служащих должна обеспечивать стабилизацию государственных кадров, укрепление их состава в качественном смысле, выполнение требований законодательства к уровню профессионализма государственных служащих.
Организационно-правовые аспекты подготовки государственных служащих
Организационно-правовые аспекты подготовки государственных служащих определяются Федеральным Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии со статьей 61 данного нормативного акта подготовка государственных служащих должна осуществляться в профессиональных образовательных учреждениях и вузах согласно требованиям российского законодательства.
Законодательство позволяет заключать договор между органом государственного управления и гражданином относительно целевого обучения последнего, предусматривающий обязательство в будущем прохождения государственной службы по результатам окончании обучения в течение установленного договором срока. Заключение такого договора осуществляется на конкурсном основе согласно порядку, установленному президентским указом, нормативно-правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также региональным законодательством.
Организация координации подготовки государственных служащих возлагается на соответствующие органы, ответственные за управление государственной службой.
Законодательство также прямо указывает на недостаточность однократной подготовки государственного служащего, эффективное государственное управление требует постоянного профессионального развития государственных служащих, призванного поддерживать и повышать уровень их квалификации, позволяющий осуществлять должностные обязанности надлежащим образом. Развитие государственных служащих в профессиональном плане обеспечивается посредством дополнительного профессионального образования и иных мероприятий. Осуществление профессионального развития государственных служащих продолжается в течение всего периода несения государственной службы.
Направление государственного служащего в образовательные учреждения с целью участия в мероприятиях, предусматривающих их профессиональное развитие, бывает связано с:
- решением представителя нанимателя;
- результатами аттестации государственных служащих;
- назначением государственных служащих на иные должности;
- назначением государственного служащего на руководящие или специальные должности;
- первоначальным поступлением государственного служащего на службу.
Социально-культурные аспекты профессиональной подготовки государственных служащих
Для обеспечения профессиональной подготовки государственных служащих значение имеет не только организационно-правовые, но и социально-культурные аспекты. Государственная служба представляет собой вид деятельности, сопряженный с высокой социальной ответственностью, взаимодействием с населением, готовностью государственных служащих удовлетворять потребности общества в государственном управлении и оказании государственных услуг. Такое назначение государственной службы предъявляет высочайшие требования к уровню морального, социального и культурного развития государственных служащих.
Подготовка государственных служащих должна уделять особое внимание вопросу этики государственных служащих, изучению культурных и исторических особенностей развития общества, государства, отдельных регионов и так далее. Государственные служащие должны осознавать свой долг по отношению к обществу, нести государственную службу с честью и достоинством, а также соблюдать морально-этические нормы.