Организационно-правовые аспекты деятельности Министерства обороны Российской Федерации – это законодательно закрепленный порядок функционирования Министерства обороны, обеспечивающий решение задач и реализацию полномочий данного органа власти.
Общая характеристика Министерства обороны России
Министерство обороны России – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции выработки и реализации политики государства, нормативно-правового регулирования в сфере обороны, а также иные функции, предусмотренные законодательством. Во главе Министерства обороны России находится российский Президент. Структура Министерства обороны России включает в себя:
- во-первых, соответствующие службы;
- во-вторых, равные им подразделения;
- в-третьих, центральные органы военного управления, не включенные в состав службы равных им подразделений;
- в-четвертых, другие подразделения.
Российское Министерство обороны – это орган управления Вооруженными силами России.
На Министерство обороны возложено осуществление координации и контроля деятельности подведомственных федеральных служб военно-технического сотрудничества, оборонного заказа, технического и экспортного контроля, специального строительства.
Министерство обороны России призвано обеспечивать решение следующих основных задач:
- во-первых, вырабатывать и проводить политику государства в сфере обороны;
- во-вторых, осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере обороны;
- в-третьих, осуществлять нормативно-правовое регулирование функционирования Вооруженных сил России и подведомственных Министерству обороны органов исполнительной власти федерального уровня;
- в-четвертых, координировать деятельность органов исполнительной власти федерального и регионального уровня по вопросам обороны, координации действий воинских формирований, войск и органов выполнения задач в сфере обороны, строительству войск и воинских формирований;
- в-пятых, координировать и контролировать деятельность органов исполнительной власти федерального уровня, подведомственных Министерства;
- в-шестых, организовывать применение Вооруженных сил согласно требованиям законодательства Российской Федерации и международным договоренностям;
- в-седьмых, поддерживать готовность Вооруженных сил России;
- в-восьмых, осуществлять мероприятия, направленные на строительство Вооруженных сил России;
- в-девятых, обеспечивать социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных сил России;
- в-десятых, вырабатывать и реализовывать политику государства в сфере международного военного сотрудничества России с другими государствами и международными организациями.
Правовую основу функционирования Министерства обороны России составляют положения:
- во-первых, Конституции РФ;
- во-вторых, федеральных конституционных законов;
- в-третьих, федеральных законов;
- в-четвертых, президентских актов;
- в-пятых, правительственных актов;
- в-шестых, международных договоров России;
- в-седьмых, о Министерстве обороны Российской Федерации.
Осуществление деятельности Министерства обороны России выполняется либо непосредственно, либо посредством органов управления военных округов, иных органов военного управления, территориальных органов в лице военных комиссариатов.
При осуществлении деятельности Министерство обороны России взаимодействует с другими органами исполнительной власти федерального уровня, регионального уровня, органами муниципального управления, общественными объединениями и хозяйствующими субъектами.
Организационные аспекты деятельности Министерства обороны России
Главу Министерство обороны России назначает и освобождает от должности российский Президент. Назначение осуществляется в соответствии с представлением кандидатуры председателем российского Правительства. Главой Министерства обороны является министр обороны, находящийся непосредственно в подчинении российского Президента, а также в отношении отдельных вопросов, предусмотренных законодательством в подчинении Председателя российского Правительства.
В подчинении Министра обороны находятся Вооруженные силы России. На Министра возложена персональная ответственность за решение задач и реализацию полномочий, отнесенных к компетенции Министерства обороны России и Вооруженных сил. Деятельность Министра осуществляется в соответствии с принципом единоначалия.
У министра есть первые заместители и заместители. Первые заместители наделены правом подписания приказов и директив министра, исключая приказы, которые подлежат государственной регистрации. Министр самостоятельно осуществляет определение их обязанностей, а также обязанности своих заместителей и начальников служб Министерства обороны России.
Начальники служб Министерства обороны России наделены правом представления Министерства во взаимодействии с российским Правительством, органами исполнительной власти федерального и регионального уровня, представительными и судебными органами государственного управления России. Также начальники наделены правом согласования проектов нормативно-правовых актов российского Президента и Правительства, ведения переписки от имени Министерства обороны России.
На Министра обороны возложено осуществление разнообразных полномочий, к числу которых можно отнести:
- во-первых, управление Вооруженными силами России посредством Министерства обороны;
- во-вторых, внесение на рассмотрение российского Президента проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, президентских актов в сфере обороны;
- в-третьих, представление российскому Президенту и российскому Правительству предложений по разработке и реализации политики государства в сфере обороны;
- в-четвертых, организация взаимодействия в сфере обороны с органами государственной власти федерального и регионального уровня, органами муниципального управления, хозяйствующими субъектами и так далее.