Оценка экономической эффективности комплексного развития городских территорий – это специальное направление муниципального управления, опосредующее систему методов, инструментов и мероприятий по исследованию планируемых и реализованных мероприятий, направленных на развитие городской территории, с точки зрения соотношения достигнутых социально полезных эффектов и объема привлекаемых для их реализации ресурсов.
Значение экономической эффективности мероприятий комплексного развития городских территорий
Федеративное устройство публичного управления и функционирование института местного самоуправления в российской государственно-правовой системе предполагает, что региональные и муниципальные территории обладают рядом полномочий для обеспечения собственного развития. При этом в российской системе публичного управления развитие территорий обеспечивается за счет комплексных (системных) мероприятий посредством реализации программно-целевого метода.
На практике это предполагает, что социально-экономическое развитие федеральной, региональных и муниципальных территорий обеспечивается за счет разработки и реализации системы мероприятий в рамках целевых программ:
- программные мероприятия предполагают использование фиксированного объема ресурсов;
- программные мероприятия реализуются ответственными субъектами в установленные программой сроки.
Для обеспечения эффективности использования указанного инструмента территориального развития, в том числе и в рамках городских территорий, практикой публичного управления выработаны требования к программным документам и предусматриваемым ими мероприятиям, в том числе:
- законность. Разработка и осуществление программы должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательных и подзаконных актов федерального и регионального уровней и актов местного нормотворчества;
- нормативность. Утверждение программных мероприятий должно осуществляться в соответствии с регламентированной муниципальными актами процедурой уполномоченными субъектами, что обеспечивает обязательность программных положений для иных должностных лиц и органов муниципального управления;
- реальность. Программные мероприятия должны обеспечивать достижение прогнозируемых социально полезных целей и результатов и гарантировать достижение планируемых параметров состояния объекта управления, то есть городской территории, за счет реализации предусмотренных мероприятий, расходования предусмотренных для таких мероприятий бюджетных ресурсов;
- конкретность. Программа развития территорий, в том числе городской, должна предусматривать четко сформулированные цели, задачи и параметры объекта управления, на достижение которых направлены мероприятия. Такие параметры должны быть измеримы, чтобы обеспечить возможность оценки с точки зрения их эффективности;
- контролируемость. Названное требование предполагает, что уполномоченные субъекты и население городской территории должны иметь возможность отслеживать итоги реализации отдельных мероприятий, отдельных этапов программы и программы в целом и др.
Поскольку развитие городских территорий обеспечивается за счет муниципальных ресурсов и ресурсов, направляемых из федерального и регионального бюджетов, то есть общественных средств, большое значение имеет разработка и реализация системы мероприятий по оценке экономической эффективности расходования таких ресурсов (обоснованности мероприятий с точки зрения социальной полезности мероприятий и расходуемых на их реализацию ресурсов).
Содержание оценки экономической эффективности мероприятий комплексного развития городских территорий
Развитие городской территории сегодня преимущественно связывается с наличием инфраструктуры для экономического и инвестиционного развития территории, а также с наличием благоприятной административной и налоговой среды для развития предпринимательства. Кроме того, развитие городской среды оценивается с точки зрения наличия комфортных условий для повседневной жизнедеятельности местного населения.
Таким образом, городская среда представляет собой пространственно-материальную основу для жизнедеятельности местного населения, формируемую системой:
- объектов капитального строительства:
- жилых домов;
- общественных зданий;
- коммерческих и производственных объектов;
- объектов жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры;
- элементов природной среды, которые адаптированы для потребностей местного населения и функционируют совместно с системой объектов недвижимости.
Содержание оценки экономической эффективности мероприятий комплексного развития городских территорий включает в себя два основных направления:
- Оценка экономической эффективности планируемых к реализации для развития города мероприятий, в том числе мероприятий градостроительной деятельности, производится за счет использования инструментов математического моделирования на стадии разработки вариантов мероприятий развития городской территории;
- Оценка экономической эффективности реализованных мероприятий, которая предполагает не только оценку эффективности расходования бюджетных ресурсов для реализации мероприятий, но и оценку социально и экономически полезного эффекта, в частности:
- эффективность использования земельных участков и объектов недвижимости, в том числе производственных и иных коммерческих объектов;
- уровень предпринимательской активности;
- объем валового муниципального продукта;
- уровень инвестиционной привлекательности и пр.
Оценка экономической эффективности мероприятий для развития города имеет первостепенное значение, поскольку оценочное исследование позволяет выявить мероприятия:
- обеспечившие рост экономики, предпринимательской активности;
- не повлиявшие на развитие городской территории.
Результаты оценки выступают основанием для корректировки плана мероприятий дальнейшего развития.