Оценка эффективности финансирования государственных программ в Российской Федерации – это нормативно регламентированная методология исследования эффективности расходования бюджетных ресурсов для достижения выраженных в конкретных количественных параметрах социально полезных результатов реализации государственных программ.
Значение оценки эффективности финансирования государственных программ в Российской Федерации
Отечественная система государственного управления активно внедряет государственные программы для обеспечения стратегического развития бюджетного планирования.
Подготовка любой государственной программы сегодня в качестве необходимых обоснований содержит методику оценки эффективности финансирования такой программы. Оценка планируемой эффективности проводится субъектом, ответственным за реализацию программы, на стадии ее формирования. В соответствии с постановлением Федерального правительства в качестве обязательного принципа исследования планируемой эффективности конкретных программы выступает реализация запланированных параметров программы или мероприятия программы в конкретные сроки.
При этом, как демонстрируют практика программного управления, утверждаемые методики исследования эффективности финансирования программы не ориентированы на содержание конкретной программы и фактически представляют собой сопоставление плановых параметров объекта управления с фактически достигнутыми. Другими словами, исследования эффективности финансирования государственной программы проводятся исходя из достижения плановых целей, количества проведенных мероприятий, освоения ресурсов бюджета.
Такой подход нельзя оценить положительно, поскольку он не отвечает задачам перехода на бюджетирование, то есть на построение бюджетного процесса на основе принципов управления затратами, управления результатами.
Указанным актуализируется выработка новых методологических подходов к оценке эффективности финансирования государственных программ в Российской Федерации.
При этом важно подчеркнуть, что методологические подходы к оценке и финансирования государственных программ должны быть ориентированы на содержание программ, реализуемых сегодня в Российской Федерации. Современные государственные программы можно разделить на следующие группы:
- программы, реализация которых направлена на достижение социально-экономического полезного эффекта;
- программы, реализация которых направлена на повышение эффективности предоставления услуг населению;
- программы, реализация которых ориентирована на развитие территории;
- пилотные программы.
Для каждого из указанных типов программ должна использоваться собственная методика оценки эффективности финансирования.
Методика оценки эффективности финансирования социально-экономических государственных программ в Российской Федерации
Государственная программа, которая ориентирована на полезные социально-экономические изменения, – это программа в области развития науки, экономики, промышленности, транспорта и пр.
Названные программы нацелены на достижение важнейших стратегических целей развития, от которых в конечном итоге зависит формирование благоприятной социально-экономической среды и обновление отечественной экономики.
Поэтому в теории предлагается для оценки эффективности финансирования таких программ сформировать перечень стратегических целей, перечень достигнутых целей и перечень недостигнутых целей, и ежегодно оценивать удельный вес достигнутых и недостигнутых целей развития.
Кроме того, названные программы необходимо оценивать с точки зрения их экономической и социальной полезности для общества, что требует внедрения системного подхода к эффективности финансирования таких программ.
Требуется проведение системного мониторинга социально полезных результатов осуществления государственной программы на основе не только статистических показателей, но и посредством:
- проведения социологических опросов для установления степени удовлетворенности населения конкретной сферой реализации программы;
- проведения экспертных оценок с привлечением специалистов в конкретной сфере публичного управления.
Оценка эффективности финансирования обслуживающих государственных программ в Российской Федерации
Обслуживающая государственная программа призвана повысить эффективность предоставления услуг образования, здравоохранения, социальной поддержки и иных населению. Для названного типа программ целесообразно применять следующие параметры оценки:
- доступность реализуемой услуги для населения;
- качество предоставляемой услуги;
- удовлетворенность населения качеством и доступностью предоставляемой услуги;
- способность организаций, реализующих услуги, обеспечивать надлежащую степень доступности и качества услуги.
Указанные параметры для получения системной оценки эффективности финансирования также целесообразно дополнять результатами социологических исследований и экспертных оценок, которые должны быть ориентированы на международные стандарты предоставления услуг.
Кроме того, необходимо отметить, что для оценки эффективности финансирования указанных типов программ необходимо оценивать не только экономическую эффективность, но и социальную эффективность посредством оценки качества обслуживания населения, выраженной в стоимостной форме.
Оценка эффективности финансирования иных видов государственных программ в Российской Федерации
Методика оценки эффективности финансирования программ, касающихся территориального развития, должна проводиться исходя из специфики целей и задач развития территории. Например, если территория нуждается в развитии малого и среднего бизнеса, то обязательным параметром оценки эффективности программы должно выступать количество образованных и функционирующих на территории в результате государственной поддержки малых и средних предпринимателей.
В свою очередь, оценка эффективности финансирования пилотных программ должна строиться на содержания такой программа, то есть исходя из того, к какому типу программа относится – к социально-экономическому, обслуживающему или территориальному.