Обжалование правовых государственных решений – это правовые механизмы, предусматривающие возможность оспаривания содержания принятых органами государственной власти решений правового характера.
Арбитражный порядок оспаривания правовых государственных решений
Российское законодательство предусматривает возможность обжалования нормативно-правовых актов и решений органов государственной власти.
Правовую основу оспаривания правовых государственных решений составляет глава 23 Арбитражного процессуального кодекса России. В соответствии с этим нормативным документом арбитражный суд рассматривает дела, направленные на оспаривание нормативно-правовых актов, которые затрагивают законные интересы и права субъектов предпринимательской и другой экономической деятельности. Рассмотрение таких дел осуществляется с общими правилами искового производства и некоторыми особенностями.
Основанием для производства дел, оспаривающих нормативно-правовые акты органов государственной власти, выступает заявление заинтересованных лиц, которые обращаются в судебные инстанции с требованием относительно признания нормативно-правового акта недействующим.
Рассмотрение дел, направленных на оспаривание нормативно-правовых актов, осуществляется арбитражным судом при условии отнесения таких дел к компетенции арбитражного суда.
Правом оспаривания нормативно-правового акта через арбитражный суд обладают граждане, хозяйствующие субъекты и другие лица. Основанием для такого обращения выступает их понимание несоответствия нормативно-правового акта или отдельных его положений законодательству, наделенному большей юридической силой, а также нарушения законных интересов и прав при осуществлении предпринимательской и другой экономической деятельности, незаконном возложении обязанностей, создании других препятствий для осуществления предпринимательства или другой экономической деятельности.
Правом обращения в арбитражный суд с заявлением относительно признания недействующим нормативного правового акта обладают прокуроры, органы государственной власти, органы муниципальной власти, иные органы власти. В этом случае в качестве оснований для обращения выступает несоответствие нормативно-правового акта, его положений законодательству, обладающему большей юридической силой, нарушение прав и законных интересов граждан, хозяйствующих субъектов и других лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованные лица наделены правом обращения в вышестоящие органы или к должностным лицам по поводу оспаривания нормативно-правовых актов, но это не обязывает их подавать заявление в арбитражный суд при отсутствии прямых указаний на этой федеральном законодательстве.
Гражданско-процессуальный порядок обжалования государственных правовых решений
При наличии у населения, хозяйствующих субъектов мнения относительно нарушения их прав и свобод, гарантированных российским законодательством, принятыми и опубликованными нормативно-правовыми актами органов государственной власти они имеют право на обращение в суд с заявлением относительно признания данного акта противоречащим законодательству в целом или в какой-либо части.
Правом обращения в суд с заявлением относительно признания нормативного правового акта противоречащим законодательству наделены:
- во-первых, российский Президент;
- во-вторых, российское Правительство;
- в-третьих, законодательные органы власти регионального уровня;
- в-четвертых, высшие должностные лица регионов;
- в-пятых, органы муниципального управления;
- в-шестых, главы муниципальных образований.
Такое право обусловлено тем, что нормативно правовые акты нарушают компетенцию перечисленных лиц и органов.
По таким нормативно-правовым актам, которые по своему статусу представляют собой объекты контроля, находящиеся в исключительной компетенции Конституционного Суда России, не предусмотрено рассмотрение в суде в соответствии с общим порядком.
Подача заявлений об оспаривании нормативно-правовых актов осуществляется по подсудности, установленной Гражданским процессуальным кодексом. Районные суды рассматривают заявления об оспаривании нормативно-правовых актов в соответствии со статьей 24 Гражданского процессуального кодекса. Подача заявления в этот суд осуществляется по месту нахождения органа государственной власти, ответственного за принятие нормативно-правового акта.
Требования к оформлению заявления об оспаривании нормативно-правовых актов содержатся в статье 131 Гражданского процессуального кодекса. Помимо предусмотренных этой статьей элементов заявление должно включать в себя следующие дополнительные реквизиты:
- сведения о наименовании органа государственного управления, принявшего оспариваемый нормативно-правовой акт;
- наименование оспариваемого нормативного правового акта, даты его принятия;
- указание прав и свобод гражданина или неопределенного круга лиц, которые нарушаются нормативно-правовым актом или какой-либо его частью.
В приложение к заявлению об оспаривании прикрепляются:
- во-первых, копия нормативно-правового акта, подлежащего оспариванию;
- во-вторых, информация о средстве массовой информации и дате опубликования нормативного правового акта.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта не является основанием для приостановки его действия.
За судьями закреплено право отказать в принятии заявления, если уже имеет место решение суда, вступившее в законную силу и подтверждающее законность нормативно-правового акта, оспариваемого заявлением.
Законодательство допускает возможность оспаривания действий или бездействия органов государственного управления со стороны граждан или хозяйствующих субъектов при наличии нарушения их прав и свобод.