Общественный контроль – это нормативно регламентированная деятельность федеральных, региональных и местных общественных палат, а также общественных комиссий, инспекций, групп и иных субъектов общественного контроля по наблюдению за функционированием органов публичного управления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, реализующих публичные полномочия.
Значение общественного контроля в финансовой сфере
Демократическое политическое устройство предполагает ответственность системы публичного управления за свою деятельность, в том числе за ее законность, эффективность, перед населением. Ответственность власти перед населением за реализацию функций и задач публичного управления – один из важнейших принципов демократического политического устройства, поскольку современные демократические государства учреждаются и функционируют для того, чтобы наиболее полно обеспечить права личности. Население передает власть системе должностных лиц и органов публичного управления и, в свою очередь, получает инструменты контроля над законностью и эффективностью функционирования системы.
Необходимость контрольных механизмов в современном обществе обусловлена аккумулированием в системе публичного управления значительного объема общественных финансовых ресурсов, от эффективного использования которых зависит благосостояние населения, социально-экономическое состояние территорий, входящих в состав государства и, соответственно, уровень обеспечения прав личности.
Контроль, реализуемый населением в отношении системы публичного управления, в том числе должностных лиц, органов, организаций, осуществляющих публичные полномочия, именуется общественным. При этом необходимо отметить, что наряду с общественном контролем реализуется контроль государственный, то есть:
- внутренний (ведомственный) контроль, реализуемый субъектом в отношении собственной деятельности;
- внешний контроль, реализуемый специально уполномоченными органами и должностными лицами.
Государственный контроль в отношении функционирования системы публичного управления также важен, поскольку позволяет оперативно выявлять уполномоченным субъектам имеющиеся недостатки функционирования и корректировать их исходя из поставленных целей и задач осуществления публичных полномочий.
Кроме того, государственный контроль осуществляется субъектами, имеющими специальные знания и практические навыки реализации публичных полномочий, осведомленных о характере и содержании принципов, методов, инструментов управленческой деятельности, что повышает экспертность такого контроля и, соответственно, его эффективность. В свою очередь, населению не может быть гарантирована абсолютная эффективность государственного контроля в отношении системы публичного управления, то есть в отношении собственной деятельности, именно поэтому важно обеспечивать взаимодействие государственных и общественных инструментов контроля, особенно в финансовой сфере, которая связана с распределением и расходованием финансовых ресурсов для решения важнейших задач публичного управления.
Значение государственного и общественного контроля в финансовой сфере возрастает в связи с широким распространением коррупционных явлений, результатом которых являются нецелевое расходование ресурсов общества, неэффективность решения задач публичного управления и, как следствие, нарушение прав граждан, организаций, общества в целом.
Характеристика взаимодействия общественного контроля с органами государственного финансового контроля
Система финансового контроля, которая функционирует в Российской Федерации, представлена двумя подсистемами:
- государственной;
- негосударственной.
Государственный финансовый контроль реализуют в Российской Федерации следующие специально уполномоченный субъекты:
- Министерство финансов;
- Счетная палата;
- Казначейство;
- Росфинмониторинг и др.
В свою очередь, негосударственный контроль подразделяется на контроль:
- муниципальный, который реализуется исполнительными и представительными органами местного сообщества;
- аудиторский контроль, который реализуется независимыми субъектами;
- общественный контроль, который реализуется официально, то есть предусмотренными федеральным законодательством об общественном контроле субъектами в регламентированных формах, и неофициально, то есть любыми заинтересованными субъектами.
Назначение государственного и негосударственного, в том числе общественного контроля, в финансовой сфере заключается в обеспечении реализации стратегического финансового плана и текущей финансовой деятельности на принципах законности, эффективности, целесообразности.
Государственными контрольными органами, например, Счетной палатой, ежегодно выявляется несколько тысяч правонарушений в расходовании финансовых ресурсов государства, при этом негативным аспектом является то, что такие правонарушения не удается предотвратить.
Дополнить функционирование институтов государственного контроля призван общественный финансовый контроль, который реализуется:
- федеральными и региональными общественными палатами;
- общественными советами;
- общественными объединениями;
- отдельными гражданами.
Примером эффективной организации и реализации общественного контроля является создание и функционирование общественного объединения «Общероссийский народный фронт», которым в целях противодействия коррупции в системе государственных закупок реализуются мероприятия общественного финансового контроля посредством объединения активистов на единой электронной площадке.
Общественный финансовый контроль важен и как инструмент профилактики незаконного, неэффективного расходования финансовых ресурсов. Здесь целесообразно проводить проверку соблюдение антикоррупционного законодательства и антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов.