Общественные процессы как объекты государственного управления – это различные процессы, протекающие в обществе и нуждающиеся в корректировке со стороны государства для обеспечения эффективного функционирования и развития общества.
Сущность общественных процессов, выступающих объектами государственного управления
Государственное управление в лице органов государственной власти управляет теми общественными отношениями, социальными ролями и видами деятельности, которым находятся в непосредственной связи с воспроизводством духовных и материальных продуктов, а также социальных условий человеческой жизнедеятельности.
Государственное управление распространяется на общественные отношения, виды деятельности и социальные роли не полностью, а только в отношении отдельных их проявлений, сторон, взаимосвязей, наделенных значением для всего общества. Эти объекты государственного управления формируют возможности реализации всеобщих интересов, потребностей и целей.
Всю совокупность общественных отношений, видов деятельности и социальных ролей, в отношении которых реализуется государственное управление можно обозначить в качестве общественных процессов, выступающих объектами такого управления.
Государственное управление по отношению к общественным процессам сформировано на следующих концептуальных предпосылках:
- во-первых, объекты государственного управления имеют приоритет по отношению к субъекту государственного управления в лице его органов за счет первичности и важности воспроизводства духовных и материальных продуктов и социальных условий для граждан;
- во-вторых, объекты государственного управления обеспечивают прямое восприятие естественно-природных и общественно-исторических условий и закономерностей, согласно которым выстраивают технологию деятельности. В основе создания любых систем взаимодействия в обществе находятся механические, физические, биологические, химические, иные естественно-природные законы, определяющие действия и параметры этих систем;
- в-третьих, объекты государственного управления осуществляют рациональное и эффективное функционирование только в условиях адекватных организационных форм. Сложность в этом случае для общественных процессов, выступающих в качестве объектов государственного управления, состоит в выборе этих форм, способных обеспечить условия реализации различных возможностей общественных процессов;
- в-четвертых, объекты государственного управления наделены общественным характером активности, находятся во взаимосвязи с производством и потреблением общественных ценностей, требуют своевременного и полного юридического определения в отношении порядка их формирования, статуса, процедур контроля и общественной подотчетности. Соответствие этим условиям обеспечивает встраивание общественных процессов в общественную систему, обеспечивает публичность их целям, направлениям развития, пределам саморегулируемости и так далее.
Свойства общественных процессов как объектов государственного управления
Общественные процессы, выступающие объектами государственного управления, отвечают следующим свойствам:
- во-первых, самоактивность общественных процессов, выражающаяся в способности к самодвижению в соответствии с внутренними собственными побудительными импульсами. Для самоактивности общественных процессов, выступающих в качестве объектов государственного управления, существуют следующие формы реализации: преобразование окружающих условий и взаимосвязей сообразно представлениям их компонентов, восстановление активного взаимодействия с условиями и взаимосвязями, обеспечивающего равновесие отношений, приспособление к меняющимся условиям;
- во-вторых, самоактивность людей в рамках общественных процессов имеет целенаправленный характер, ориентированный на конкретные предметы, отношения, явления и результаты. Наличие у общественных процессов, являющихся объектами государственного управления, свойств целеполагания формирует основы для анализа и классификации этих процессов в соответствии с преследуемыми целями, их соотношениями, выработкой механизмов влияния и так далее;
- в-третьих, приспособляемость или адаптивность к факторам и условиям социального и природного бытия, свидетельствующая о способностях общества отражать общественную природную среду обитания и воспринимать ее влияние для сохранения и развития. Адаптивность подразумевает возникновение типовой реакции, стереотипных действий и поступков, конформизма и зависимости от человека и общества;
- в-четвертых, способность к сознательному саморегулированию в процессе своей жизнедеятельности и развития. Самоуправление в деятельности общества реализуется как следствие осознанной объективной действительности и приспособления к ней в социально-психологическом плане;
- в-пятых, управляемые объекты находятся в зависимости от объективных факторов и условий общественной жизнедеятельности, воспроизводя их в своем функционировании и организации.
Свойства общественных процессов, выступающих объектом государственного управления, оказывают определяющее влияние на меры управляющих воздействий со стороны органов государственной власти. Увеличение степени развития свойств общественных процессов, выступающих объектами государственного управления, отрицательно влияет на необходимость применения государственных воздействий к этим процессам. В этих условиях государство может смягчать применяемые меры и осуществлять лишь координационные вмешательства.
Уровни объектов государственного управления в системе общественных процессов
Всю совокупность общественных отношений, выступающих в качестве объектов государственного управления, можно разделить на следующие уровни:
- во-первых, уровень человека, проявлением которого является его поведение, сознание, общественная и трудовая деятельность, социально- продуктивная активность;
- во-вторых, уровень коллектива и человеческих объединений, выступающих в качестве первичной формы общения и осуществления совместной деятельности;
- в-третьих, уровень общества в целом, его социальных образований, отношений, процессов и связей, возникающих как следствие общественной активности людей и их групп.