Понятие и сущность территориального общественного самоуправления
Российским законодательством предусмотрено право населения на учреждение территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление представляет собой самоорганизацию населения по месту жительства на определенной части территории населенного пункта с целью осуществления самостоятельной и основанной на собственной ответственности реализации инициатив в решении вопросов, имеющих местное значение.
Территориальное общественное самоуправление имеет определенные границы, установлением которых занимается орган населенного пункта представительного характера с учетом предложений населения, живущего на данной территории.
Устав муниципального образования может предусматривать формирование территориального общественного самоуправления в виде юридического лица. Также устав муниципального образования определяет порядок формирования и практической реализации территориального общественного самоуправления. При формировании данных положений устава муниципального образования учитываются требования регионального законодательства и нормативных актов органов местного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление выступает в качестве формы самоорганизации граждан в рамках территориального микроуровня, ориентированной на формирование сообществ граждан устойчивого характера в соответствии с территориальным принципом.
Деятельность территориального общественного самоуправления нацелена на объединение граждан, проживающих совместно на определенной территории для организации защиты их законных прав и интересов. Для реализации этой цели осуществляется формирование административных органов специализированного характера, в зону ответственности которых входит решение вопросов, имеющих территориальное значение, а также взаимодействие с муниципальными органами управления.
Формы реализации территориального общественного самоуправления
Практическое осуществление территориального общественного самоуправления возложено на определенные органы, избрание которых осуществляется посредством проведения собраний или конференций граждан, проживающих на определенной территории.
Территориальное общественное самоуправление в качестве юридического лица должно быть зарегистрировано государством. Организационной формой данного самоуправления является форма некоммерческой организации.
Правомочность решений собраний граждан определяется наличием на них 1/3 населения определенной территории возрастом старше 16 лет.
Правомочность решений конференция граждан требует наличия вдвое большего числа делегатов, избранных населением определенной территории возрастом старше 16 лет.
Собрания и конференции граждан обладают исключительными полномочиями следующего содержания:
- во-первых, определять структуру и состав органов, призванных осуществлять территориальное общественное самоуправление;
- во-вторых, формировать и осуществлять принятие устава территориального общественного самоуправления, изменять его или дополнять его положения;
- в-третьих, избирать состав органов территориального общественного самоуправления;
- в-четвертых, определять основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
- в-пятых, утверждать сметы доходов и расходов, а также отчеты об их исполнении территориальным общественным самоуправлением;
- в-шестых, рассматривать и утверждать отчеты по результатам деятельности органов, ответственных за осуществление территориального общественного самоуправления.
Момент регистрации территориального общественного самоуправления определяется датой регистрация его устава органом муниципального управления. Требования к порядку регистрации устава территориального общественного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется в следующих направлениях:
- во-первых, вовлечение граждан в осуществление работы, направленной на сохранении жилого фонда, благоустройство и озеленение придомовых территорий, охрану общественного порядка;
- во-вторых, осуществление работы общественного характера на территории самоуправления;
- в-третьих, осуществление организационных мероприятий в отношении досуга населения, содействие организации и развитию народного творчества, проведение мероприятий культурно-массового и спортивного характера;
- в-четвертых, формирование условий для воспитательных мероприятий, обеспечения занятости организации досуга молодежи;
- в-пятых, осуществление защиты законных прав и интересов населения всеми доступными способами;
- в-шестых, организация помощи тем слоям населения, которые признаются социально незащищенными.
Представительный орган муниципального управления оставляет за собой право делегирования части некоторых полномочий на уровень территориальных общественных самоуправлений. Передача полномочий оформляется посредством заключения договора, одной из сторон которого является администрация муниципального образования, а другой – территориальное общественное самоуправление.
Территориальное общественное самоуправление не имеет статуса органа публичного управления, но может выполнять некоторые его функции при делегировании.
В основе осуществления территориального общественного управления находится инициатива населения, в результате чего данная форма самоуправления достаточно свободна в определении зон ответственности, структуры управления, изучаемых вопросов и прочего.
Правовая база деятельности территориального общественного самоуправления определяется его уставом, требования к содержанию которого установлены законодательством. Перечень требований носит четко ограниченный характер и не может быть дополнен муниципальными органами управления.