Нормативно-правовые основы реализации государственной политики в сфере образования – это система нормативно-правовых актов, разработанных и реализуемых в соответствии с конституционными гарантиями прав личности, направленных на урегулирование отношений в образовательной сфере на принципах утверждения приоритетности образования, обеспечения прав личности на образование, недопустимости дискриминации в сфере образовательных услуг и пр.
Основные принципы нормативно-правового регулирования и реализации государственной политики в сфере образования
Образовательная сфера – это важное направление национальной и международной политики, обеспечивающее право личности на получение образования. Усилия публичного управления в рассматриваемой сфере направлены на утверждение гуманистических демократических принципов и урегулирование отношений в образовательной сфере для реализации таких принципов.
Специальное законодательство, регулирующее отношения в сфере образования в России, предусматривает следующие основные принципы разработки и реализации политики государства и нормативно-правового регулирования отношений в области образования:
- утверждение первостепенности образования;
- обеспечение права личности на получение образования, запрет на любую дискриминацию в области образовательных отношений;
- гуманистическая направленность образования, утверждение в образовании приоритета здоровья личности, ее прав и свобод, свободного развития, воспитание уважения личности, природы, рационального природопользования, труда, правовой культуры и др.;
- формирование единого образовательного пространства на территории страны, обеспечение защиты развития этнических и культурных особенностей, а также традиций народов, проживающих на территории России;
- формирование благоприятной среды для включения системы национального образования во взаимодействие с другими национальными образовательными системами;
- светская направленность образования в государственных и муниципальных учреждениях;
- свобода в выборе получаемых образовательных услуг в соответствии с предпочтениями, склонностями и потребностями личности, формирование среды для эффективной самореализации личности, свободного развития ее способностей, в том числе обеспечение реализации права личности на выбор видов и формы получения образовательных услуг, конкретной организации, которая предоставляет образовательные услуги, направленности образования внутри системы образования, а также предоставление работникам образовательной сферы возможности свободно выбирать формы обучения, методы предоставления образовательных услуг и воспитания и др.
Характеристика нормативно-правовых основ реализация государственной политики в сфере образования
Основы национальной политики определяют конституционные принципы и гарантии в сфере правового статуса личности и демократические основы осуществления публичного управления; сфера образования не является исключением. Основу гуманистического подхода к образованию составляет свобода личности в своем развитии, в том числе в выборе образовательных услуг, формы обучения и пр. Гарантии в сфере образования заложены положениями Конституции.
На основе конституционных положений нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования раскрываются в специальном правовом акте федерального уровня – Федеральном законе об образовании в России.
В соответствии с конституционными положениями Федеральный закон развивает нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования на основе принципов гуманизма и расширения прав личности в сфере образования. Кроме того, приоритетным направлением государственной политики в сфере образования сегодня является гармонизация национального высшего образования в стране с международными, в том числе европейскими, стандартами. Именно необходимость обеспечение названного направления обусловило переход к системе двухступенчатого высшего образования в стране. Указанное предопределило не только изменение структуры образования, но и преобразование национальной политики в сфере образования.
Еще одним новшеством современного правового регулирования государственной политики в сфере образования является введение категории образовательным услугам, то есть включения образовательных услуг в рыночные экономические отношения.
Важнейшим программным документом в сфере государственной образовательной политики до недавнего времени являлась национальная доктрина образования. Названным документам образование рассматривалось не только как одно из направлений национальной политики для обеспечения прав личности, но и как инструмент обеспечения национальной безопасности и развития инновационного научного и промышленного потенциала страны.
Основные направления реализации государственной политики в сфере образования
Общая стратегия развития национальной политики в сфере образования заложена такими программными документами как концепция социально-экономического развития в долгосрочной перспективе, стратегия национальной безопасности, национальная доктрина образования и др. Кроме того, приоритетные направления развития сферы образования в стране корректируются ежегодными посланиями главы государства парламенту и профильным министерствам.
Важнейшим стратегическим направлением политики государства в сфере образования остается повышение доступности образования, соответствия образовательных услуг требованиям прогрессивного инновационного экономического развития и пр.
Названная стратегическая цель может быть достигнута посредством реализации следующих инструментов:
- утверждение роли человеческого капитала в качестве главного двигателя прогрессивного инновационного экономического развития;
- повышение эффективности профессионального образования в стране;
- развитие инфраструктуры в области образования и др.