Нормативно-правовое регулирование использования и охраны земельных ресурсов в Российской Федерации – это совокупность нормативно-правовых актов, обеспечивающих регулирование порядка использования и охраны земли на территории российского государства в соответствии с закрепленными в них принципами.
Понятие земельных ресурсов
Земельные ресурсы рассматриваются в качестве важнейшего природного ресурса, использование которого неизбежно приводит к выводу части почв и сельскохозяйственного оборота.
Земельные ресурсы формируют основы сельскохозяйственного производства, обеспечивающего человечество необходимыми для выживания продуктами. При осуществлении рационального и правильного подхода к использованию земельных ресурсов можно добиться их восполняемости, снижения степени изношенности, а также повышения плодородия.
При использовании земельных участков возникают такие негативные последствия как загрязнение, засоление, разрушение в результате эрозии водного и воздушного характера, заболачивание, отчуждение из сельскохозяйственного оборота. Использование земельных ресурсов несет негативные результаты за счет антропогенных факторов, обусловленных неразумностью и нерациональностью деятельности людей.
Правовую основу управление земельными ресурсами формируют следующие документы: Лесной и Земельный кодексы, законы «Об охране окружающей среды», «О плате за землю», «Об особо охраняемых природных территориях» и так далее.
Порядок нормативно-правового регулирования использования земельных ресурсов
К числу основных нормативно-правовых актов, призванных регулировать использование земельных ресурсов, относится российская Конституция, которая закрепляет различные формы собственности на земельные ресурсы, в том числе государственную, частную, муниципальную и прочую. Правовую основу возникновения собственности на землю формируют положения Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации, а также федеральных законов.
Законодательство устанавливает ряд правил рационального использования земельных ресурсов, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, использования земельных ресурсов согласно их целевому назначению посредством способов, не наносящих вред окружающей среде;
- во-вторых, недопустимость самовольного снятия и перемещения плодородного слоя земельных участков, обязательность получения разрешений на это определенных органов государственного и муниципального управления;
- в-третьих, недопустимость уничтожения плодородного слоя земельных участков;
- в-четвертых, соблюдение правил обращения с химическими веществами, несущими опасность для окружающей среды и здоровья людей.
К числу направлений рационального использования земельных ресурсов относятся: жизнеобеспечивающее, хозяйственно-экономическое, оздоровительное, культурное.
Законодательство устанавливает необходимость не только рационального использования земельных ресурсов, но и осуществления действий, направленных на восстановление использованных земельных ресурсов.
Законодательство России относит к приоритетным направлениям использования земельных ресурсов комплексное использование земельных ресурсов, вторичное использование, комплексную разработку месторождений, внедрение инновационных технологий обработки земельных ресурсов и так далее.
Нормативно-правовое регулирование использования земельных ресурсов призвано противостоять непродуманному антропогенному воздействию на почву и нарушению сбалансированности природно-экологических связей.
Особенности нормативно-правового регулирования охраны земельных ресурсов Российской Федерации
Порядок охраны земельных ресурсов в Российской Федерации устанавливается статьей 13 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с данным нормативным актом под охраной земель понимают деятельность органов государственного управления, органов муниципального управления, хозяйствующих субъектов и граждан, осуществляемую с целью обеспечения сохранности земельных ресурсов, признаваемых важнейшим компонентом природной среды и природным ресурсом.
Осуществление мероприятий, направленных на охрану земельных ресурсов, возлагается на следующие категории их пользователей:
- во-первых, собственников земельных ресурсов;
- во-вторых, землепользователей;
- в-третьих, землевладельцев;
- в-четвертых, арендаторов земельных участков.
Мероприятия по охране земельных ресурсов предполагает осуществление следующих действий:
- во-первых, воспроизводство плодородия сельскохозяйственных земель;
- во-вторых, защита земель от эрозии водного и ветрового характера, подтоплений и селей, заболачивания и засоления вторичного характера, уплотнения, осушения, химического загрязнения, загрязнения отходами и иным негативным воздействием;
- в-третьих, защита земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорными растениями, кустарниками, деревьями, сохранение мелиорации.
Законодательство требует снятия плодородного слоя почвы и его использования с целью улучшения малопродуктивной земли при условии проведения работ по пользованию недрами или работ строительного характера, приводящих к нарушению почвенного слоя.
Законодательство предусматривает наложение обязанности обеспечения рекультивации земель на лиц, которые осуществляют деятельность, ухудшающую качество земель.
Рекультивация земли – это совокупность мероприятий, направленных на предотвращение деградации земель и восстановление плодородия земель за счет приведения их в состояние, пригодное для использования.
Регулирование порядка осуществления рекультивации земель возлагается на российское Правительство.
Законодательство предусматривает возможность консервации земель, если воздействие на них привело к их деградации, нарушению почвенного слоя, ухудшению экологии, устранить которые не позволяет рекультивация. При необходимости консервации земель на лиц, деятельность которых привела к таким последствиям, возлагается обязанность возмещения убытков.