Нормативно-правовое регулирование государственной культурной политики – это деятельность государства по формированию норм права, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики в сфере культуры.
Конституционные нормы, регулирующие сферу культуры
Российская Конституция в статье 44 определяет совокупность прав, свобод и обязанностей в сфере культуры, подразумевающих необходимость обеспечения нормами права свободы художественного, литературного и иного видов творчества и преподавания, права на пользование учреждениями культуры, участия в культурной жизни, на получение доступа к ценностям культурного характера, возникновение обязанностей по сохранению культурного и исторического наследия, в том числе памятников культуры и истории.
Специальные нормы, регулирующие отношения в сфере культуры, обеспечивают:
- охват и регулирование отношений, направленных на выявление, изучение, охрану, реставрацию, использование памятников культуры и истории;
- регулирование отношений, возникающих в сфере кинематографии, художественной литературы, фотоискусства, народных промыслов, ремесел, самодеятельности, коллекционирования и музейного дела, библиотечного дела и книгоиздания, телевидения, радио, художественного образования, научных исследований культурного назначения;
- регулирование международного взаимодействия в сфере культуры;
- регулирование процесса производства материальных ценностей, которые необходимы для создания, сохранения, распространения культурных ценностей;
- регулирование иных видов деятельности, обеспечивающих сохранение и продвижение культурных ценностей.
Тенденции развития современного общества расширяют значение правового регулирования, рассматривая культуру в качестве фактора инновационного развития, способного оказывать значимое влияние на формирование человеческого капитала. При этом многоликость культуры позволяет считать ее мощным инструментом внешней политики, основой национальной безопасности, формирующей духовные основы возрождения нации. Государственные власти рассматривают законодательство в сфере культуры в качестве предмета исследования, нуждающегося в уточнении его предмета, переосмыслении методологии, формировании системы нормативно-правовых актов, способных ответить новому пониманию предназначения и содержания культуры.
Существующее в настоящее время законодательство в сфере культуры может стать основой для формирования новых правовых институтов и норм, способных обеспечить создание необходимых межотраслевых связей, инструментов и механизмов, решение новых задач в сфере культуры. Особое внимание необходимо сосредоточить на возрождении международного сотрудничества в сфере культуры, которое в условиях санкций отброшено на многие десятилетия назад.
Основы правового регулирования в сфере культуры Российской Федерации
Основополагающим документом, регулирующим сферу культуры, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре, принятие которых было осуществлено в 1992 году. За прошедшие годы данный документ многократно пересматривался, переосмысливался с учетом меняющихся условий осуществления культурной деятельности. При этом основное назначение данного документа сохранилось, он обеспечивал правовую базу для развития культуры Российской Федерации.
Поскольку данный нормативный документ был принят до выступления в действие Конституции России, а также различных кодексов, его нормы получили свое развитие в отдельных нормативно-правовых актах, принятых позже. При этом большая часть норм права, закрепленных Основами, не утратила свою актуальность и более того приобрела принципиальный характер. Многие судебные споры, возникшие в сфере культуры, были разрешены в соответствии со статьей 31 Основ, которая устанавливает право органов государственной власти на вмешательство в творческую деятельность населения, негосударственных и государственных культурных организаций, при условии, что такая деятельность пропагандирует войну, насилие, жестокость, нетерпимость расового, национального, религиозного, классового и иного характера, порнографию.
Нормы права, закрепленные Основами, получили свое развитие в отдельных нормативных актах, регулирующих те или иные сферы культурной деятельности, например, в законах Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; «О библиотечным деле»; «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»; «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; «О национально-культурной автономии»; «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», «О народных художественных промыслах» и так далее.
Правовое регулирование защиты интеллектуальной собственности в сфере культуры
Специфический характер деятельности в сфере культуры требует формирования норм права, обеспечивающих защиту результатов интеллектуальной деятельности. Объекты культурной деятельности являются продуктами творчества, требующими установления специального правового режима. В Российской Федерации такой правовой режим обеспечивается Гражданским кодексом, регулирующим правовые отношения, обусловленные созданием и использованием произведения литературы, науки, искусства и так далее.
Результаты творческой деятельности получают защиту на уровне норм права в следующих направлениях:
- во-первых, охрана результатов творческой деятельности, независимо от их содержания, форм выражения, фактов обнародования, назначения и достоинства;
- во-вторых, предоставление охраны по факту создания произведения вне зависимости от выполнения формальностей;
- в-третьих, отсутствие связи правомочий автора и прав собственности на материальной носитель, обеспечивающий выражение результата творческой деятельности;
- в-четвертых, признание авторства только физических лиц, чей творческий труд обеспечил создание произведения;
- в-пятых, признание принадлежности автору личных неимущественных прав;
- в-шестых, установление баланса интересов публики и автора.