Научные концепции государственного управления – это сформировавшиеся в ходе научного познания подходы к организации и осуществлению государственного управления, основанные на определенных принципах и взглядах.
Значение государственного управления
Государство осуществляет функции по управлению общественными процессами, выступая в качестве субъекта управления. Возникновение государства обусловлено потребностью общества в сохранении своей целостности и осуществлении совместных действий. Государственный механизм потребовался в связи с невозможностью добровольного подчинения обязательным нормам, которым требовалась защита.
На протяжении всего времени существования государства учеными вырабатывались определенные подходы к организации государственного управления, установлению его принципов и особенностей. На сегодняшний день некоторые из этих подходов уже давно утратили свою актуальность, однако развитие теории государства и права способствует выработке новых подходов или развитию ранее разработанных в соответствии с потребностями современного общества.
Рассмотрим характеристики некоторых концепций более подробно.
Сущность научной концепции государственного управления New Public Management
Одной из научных концепций государственного управления является концепция New Public Management, суть которой сводится к следующему:
- государственное управление получает новую трактовку своей сути и целевого назначения. В рамках концепции государство рассматривается как гипермаркет, по отношению к которому населения предстает в качестве клиентов, покупателей, пользователей услуг, голосующих своими деньгами за тех или иных государственных чиновников;
- государственный сектор в рамках концепции лишается монопольного права в любых сферах деятельности. Государственные учреждения уравниваются в правах и обязанностях с коммерческим сектором, политическое управление страной строится по принципам стратегического управления хозяйствующим субъектом;
- осуществляется четкое разделение политической и административной части управления государством. Органы власти, осуществляющие стратегическое развитие государства, в функциональном и организационном смысле обособлены от органов, ответственных за реализацию государственной политики. При этом административные органы управления получают права на самостоятельное распоряжение полученными ресурсами, оперативное управление;
- государственный сектор подлежит масштабному сокращению;
- государственные агенты активно конкурируют при оказании государственных услуг. Те государственные ведомства, которые оказывают услуги, должны функционировать в рамках свободного рынка наравне с бизнес-структурами;
- бюрократия должна быть изжита эффективным управлением.
Характеристика рационально-легальной концепции государственного управления
Концептуально данный подход был оформлен Максом Вебером. Рационально-легальная концепция государственного управления отвечает следующим признакам:
- во-первых, государственно-управленческий труд дифференцирован и кооперирован с целью повышения результативности действий чиновников при выполнении своих обязанностей;
- во-вторых, управление строится в соответствии со строгой иерархией, обеспечивающей контроль высших уровней иерархии над нижними;
- в-третьих, действует система правил, призванных обеспечивать единообразие управленческой деятельности и применение единых инструкций, процедур и правил к частным случаям;
- в-четвертых, административное управление безлично, что обеспечивает возможность выступления государственных чиновников в качестве исполнителя определенных функций, а не частных лиц.
Концепция постбюрократической государственной службы М. Берзли
М. Берзли была предложена концепция постбюрократической государственной службы как альтернатива традиционному государственному управлению. Эту концепцию можно охарактеризовать через следующие признаки:
- государство концентрирует свои усилия не на своих потребностях и перспективах, а на перспективах и потребностях потребителей;
- отказ от четкой специализации и дифференциации в пользу командной и гибкой работы;
- оценивание работы по достигнутым результатам, имеющим значение для потребителей в лице населения и хозяйствующих субъектов, а не по показателю освоения ресурсов или количества выполненных задач;
- свободное оперативное управление в случае динамики внешней среды и изменения факторов, отказ от строгого следования предусмотренным процедурам;
- формирование системы двусторонней коммуникации с населением и хозяйствующими субъектами для работы над стратегией развития вместо односторонней декларации планов деятельности органов государственной власти.
Характеристика концепции государственного управления Good Governance
Данную концепцию можно рассматривать как новую альтернативу концепции New Public Management. В рамках этой концепции политика рассматривается не как личное дело, а дело публичное, подотчетное общественности, открытое для вовлечения общества в ее осуществление.
Основу концепции формирует партисипаторная демократия постиндустриального общества, где основу успеха формируют качество и уровень коммуникаций населения и государства. Концепция подчеркивает наличие четкой взаимосвязи между государством и гражданским обществом, каждое из которых не может существовать само по себе и обеспечивать действенное решение общественных проблем. Государство и гражданское общество обеспечивают взаимопроникновение и размытость границ между ними.
Переговоры обеспечивают распределение обязанностей между правительственными и неправительственными учреждениями.
Политическая партисипаторность – это концепция, предполагающая вовлечение граждан прямым или косвенным способом посредством легитимных институтов в участие в политическом управлении делами государства.