Наставничество на государственной службе – это методика профессионального развития государственных служащих и соответствующая практическая деятельность, которая имеет целью формирование у молодых специалистов, привлеченных на должности гражданской службы, профессиональных знаний навыков для надлежащей реализации служебных обязанностей, ознакомление со спецификой прохождения гражданской службы в конкретном органе власти.
Сущность и стадии реализации наставничества на государственной службе
Сегодня важным аспектом кадрового управления как в частной сфере, так и в органах государственной власти является институт наставничества. Наставничество позволяет ознакомить вновь прибывшего сотрудника с особенностями функционирования конкретной организации, а также сформировать у него представление относительно надлежащего исполнения трудовой функции и необходимых для этого профессиональных знаний, навыков и умений.
Наставничество на государственной службе в самом общем виде можно определить как институт профессионального развития государственных служащих, который имеет своей целью:
- сформировать у поступивших на государственную службу лиц необходимых для реализации служебной деятельности профессиональных знаний и навыков;
- сориентировать их на надлежащую реализацию своих служебных обязанностей;
- познакомить их со спецификой осуществления государственной службы в конкретном государственном органе.
Как и всякая целенаправленная деятельность, наставничество представляет собой процесс, включающий следующие необходимые стадии:
- организация наставнической деятельности в государственном органе;
- подбор кандидатов для наставничества, в том числе установление государственных служащих, в отношении которых необходимо реализовать методы наставничества, и отбор государственных служащих на роль наставника;
- непосредственная реализация наставничества, то есть использование разных технологий профессиональной адаптации, профессионального развития и пр. исходя из целей и задач наставничества, а также исходя из уровня профессионального развития государственного служащего, нуждающегося в наставничестве;
- окончание наставничества.
Задачи кадровой службы государственного органа по организации наставничества
Вопросы организации наставничества в государственном органе входят в ведение кадровой службы соответствующего органа. Для обеспечения организации наставничества кадровая служба государственного органа решает следующие задачи:
- подготовку проекта правового акта относительно организации наставничества в конкретном государственном органе на основании решения представителя нанимателя;
- обеспечение подбора государственных служащих для роли наставника по инициативе непосредственного руководителя служащего, нуждающегося в наставничестве, в случае отсутствия в государственном органе совета или комиссии по наставничеству;
- подготовка правового акта о назначении конкретного государственного служащего наставником после согласования представителем нанимателя кандидата на роль наставника;
- сопровождение процедуры реализации наставничества;
- оказание в случае отсутствия совета или комиссии по наставничеству в государственном органе методического и практического содействия наставнику при реализации функций наставничества, в том числе оказание помощи в планировании наставнической деятельности, в профессиональном развитии государственного служащего и пр.;
- осуществление сбора отзывов относительно итогов наставнический деятельности;
- представление по поручению руководителя государственного органа отчета о процессе реализации наставнической деятельности в органе;
- проведение в случае отсутствия совета или комиссии по наставничеству в государственном органе анализа и обобщения опыта наставнической деятельности в органе, дальнейшее распространение положительных инструментов наставничества;
- документационное обеспечение наставничества, в том числе приобщение актов о назначении наставника, об итогах наставничества к личным делам государственных служащих;
- реализация выборочного тестирования по завершению наставничества по запросу непосредственного руководителя государственного служащего, в отношении которого была реализована процедура наставничества, по вопросам проверки приобретенных им профессиональных знаний, навыков и умений.
Отбор кандидатов на роль наставника на государственной службе
Прежде всего необходимо отметить, что выбор наставника реализуется исходя из характеристики государственного служащего, который нуждается в наставничестве, в том числе исходя из:
- имеющегося уровня профессиональных знаний и навыков;
- уровня выраженности профессиональных знаний и личностных качеств, имеющих значение для реализации служебных обязанностей исходя из той должности, которую занимает служащий.
При этом необходимо подчеркнуть, что на роль наставника следует рассматривать:
- лиц, имеющих большой опыт государственной службы;
- лиц, которые хотя и не имеют большого опыта государственной службы, однако исходя из направления подготовки, специальности имеют необходимые знания и навыки для организации профессиональной адаптации, профессионального развития наставляемого, то есть способность эффективно делиться имеющимися у них знаниями и профессиональным опытом исполнения обязанностей по конкретной должности государственной службы.
Определение государственных служащих, нуждающихся в наставничестве
Для того чтобы выявить государственных служащих, которые нуждаются в наставничестве, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:
- преимущественно в наставничестве нуждаются государственные служащие, у которых нет необходимого профессионального опыта работы в конкретной сфере служебной деятельности;
- следует установить наличествующие у государственного служащего профессиональные знания и навыки, которые необходимы для реализации обязанности по должности в соответствующей сфере деятельности;
- необходимо проводить оценку профессиональных и личностных качеств государственных служащих для того, чтобы выявить тех государственных служащих, которые нуждаются в развитии профессиональных качеств и навыков, в формировании модели надлежащего исполнения служебных обязанностей и пр.