Межбюджетные отношения в Российской Федерации – это порядок взаимодействия органов государственного управления России, органов государственного управления регионального уровня, органов муниципального управления в процессе формирования и исполнения бюджетов соответствующих уровней.
Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации – это совокупность мер, направленных на оптимизацию и повышение эффективности взаимодействия органов государственного и муниципального управления при формировании и исполнении бюджетов различного уровня.
Принципиальные основы организации межбюджетных отношений в Российской Федерации
Бюджетная система Российской Федерации имеет сложную структуру, обусловленную федеративным устройством российского государства. Как результат между различными уровнями бюджетной системы и органами, ответственными за формирование и исполнение бюджетов, неизбежно возникают отношения, требующие четкого регулирования и упорядочивания.
Такие отношения именуются межбюджетными. Порядок их регулирования устанавливается в первую очередь Бюджетным кодексом Российской Федерации, который формирует общие принципиальные основы бюджетного законодательства страны.
В качестве участников межбюджетных отношений выступают:
- во-первых, органы государственного управления федерального уровня;
- во-вторых, органы государственного управления регионального уровня;
- в-третьих, органы муниципального управления.
В основе формирования межбюджетных отношений в Российской Федерации находится принцип бюджетного федерализма, который подразумевает сочетание интересов каждого субъекта бюджетных отношений при условии их самостоятельности и независимости друг от друга.
Система межбюджетных отношений призвана решать следующие вопросы:
- закреплять и распределять доходные и расходные полномочия по уровням бюджетной системы;
- разграничивать регулирующие доходы между бюджетами разного уровня;
- делегировать расходные полномочия на нижестоящие уровни бюджетной системы;
- возмещать расходы, обусловленные передачей полномочий на нижестоящие уровни бюджетной системы, и расходы, обусловлены принятием решений, влекущих увеличение бюджетных расходов на другом уровне бюджетной системы;
- предоставлять на безвозмездной основе финансовую помощь другим бюджетам в виде дотаций, субвенций, субсидий, иных трансфертов;
- объединять средства для обеспечения финансирования расходов в интересах всех уровней государственного и муниципального управления;
- предоставлять возмездную помощь финансового характера другим бюджетам в виде бюджетного кредитования;
- контролировать соблюдение бюджетного законодательства всеми уровнями бюджетной системы и так далее.
В основе формирования межбюджетных отношений в Российской Федерации находятся следующие принципы:
- во-первых, самостоятельность бюджетов любого уровня. Сущность этого принципа состоит в закреплении за каждым бюджетом определенных источников доходов, права самостоятельного распределения средств бюджета, контроля бюджетных расходов;
- во-вторых, законодательная разграниченность бюджетной ответственности и полномочий по расходованию бюджетных средств между уровнями государственного и муниципального управления;
- в-третьих, обеспечение соответствия между объемом финансовых ресурсов и полномочиями уровня власти;
- в-четвертых, использование нормативных и расчетных методов регулирования межбюджетных отношений и предоставления помощи финансового характера;
- в-пятых, использование специальных процедур, направленных на предотвращение и разрешение конфликтов различных органов и уровней власти при решении вопросов налогово-бюджетного регулирования.
Направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации
К уже освоенным направлениям совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации можно отнести следующие:
- во-первых, совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей правовые границы межбюджетных взаимодействий;
- во-вторых, оптимизация механизмов распределения помощи финансового характера;
- в-третьих, ужесточение системы контроля расходования выделенных бюджетных средств.
Несмотря на достигнутые успехи в совершенствование межбюджетных отношений в Российской федерацией, эти направления совершенствования еще не исчерпали себя.
Проводимая работа по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации выявляет проблемы, которые имеют место в этой сфере. К числу таких проблем можно отнести следующие:
- во-первых, высокий уровень сбалансированности механизма, обеспечивающего функционирование всей бюджетной системы страны;
- во-вторых, низкий уровень нормативного и информационного обеспечения регулирования системы межбюджетных отношений;
- в-третьих, низкий уровень развития механизмов управления потоками бюджетных средств в доходной и расходной частях;
- в-четвертых, недостаточность теоретического обоснования и законодательного закрепления положений о функциях и методах управления бюджетными средствами;
- в-пятых, неэффективная долговая политика государства, регионов и муниципальных образований.
В качестве основного направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации можно отметить необходимость более справедливого распределения источников доходов между уровнями бюджетной системы. В настоящее время муниципальный уровень власти и бюджетной системы испытывает явный дефицит собственных источников финансирования, ведущий к снижению независимости муниципального уровня власти от государственного управления. В определенной мере федеральные власти используют данное ограничение собственных источников бюджетных средств для контроля муниципальных властей за счет предоставляемых трансфертов.