Надзор прокуратуры в сфере исполнительной власти – это осуществление функции общего надзора за соблюдением положений российской Конституции и требований законов при осуществлении деятельности органов исполнительной власти.
Необходимость надзора прокуратуры в сфере исполнительной власти
На органы власти государственного и муниципального управления любого уровня, а также их должностных лиц, граждан, их объединений возлагается обязанность соблюдения российской Конституции и законодательства. Это закреплено в статье 15 Основного закона страны. Принцип законности выступает в качестве одного из основополагающих принципов деятельности органов государственного и муниципального управления, а также их должностных лиц. Особо актуален принцип законности в сфере деятельности исполнительной власти за счет следующих обстоятельств:
- во-первых, управление представляет собой значимую сферу государственной деятельности и муниципальных органов власти. Эта сфера обеспечивает реализацию многообразных функций по управлению экономическими, социальными, культурными, политическими процессами. Соблюдение принципа законности в данных сферах деятельности государственной власти выступает в качестве необходимого условия успешного решения задач государственного управления и функционирования всех элементов управленческой государственной системы;
- во-вторых, на субъекты управления возлагается осуществление правоприменительной деятельности, выражающейся в издании актов правоприменения, оказывающих организующее воздействие на управляемые объекты, обеспечивающих оперативное решение индивидуально-конкретных дел. Основу издания актов правоприменения составляют общие требования правовых норм, следовательно, эти акты должны соответствовать правовым предписаниям, содержащимся в правовых нормах;
- в-третьих, в практической реализации управленческого процесса участвуют разнообразные субъекты в лице органов власти исполнительного характера федерального, регионального и местного уровня. С этими органами в активном взаимодействии находятся население, представители бизнеса, общественных организаций. Четкость и слаженность работы, основу которой составляет строгое соблюдение требований законодательства, обеспечивает объективное, оперативное и правильное решение вопросов;
- в-четвертых, на органы управления возложено осуществление правотворческой деятельности. В основе издания нормативно-правовых актов находится законность, выражающаяся в соответствии вновь принимаемых актов требованиям уже действующих нормативных актов;
- в-пятых, органы власти наделены широким объемом полномочий, позволяющих реализовать административное принуждение, то есть осуществлять административную юрисдикцию, предметом которой являются дисциплинарные и административные правонарушения. Положительное влияние данной юрисдикции на общественные отношения возможно только при условии ее осуществления строго в рамках законодательства.
Несмотря на понимание значимости соблюдения принципа законности в системе исполнительной власти для российской действительности характерно наличие острых проблем состояния законности в системе власти. Эти проблемы выражаются в коррупции, незаконном вывозе капитала за пределы страны, преступности, бюрократизме, вседозволенности чиновников, нарушении прав и свобод граждан и так далее.
Функция обеспечения и укрепления законности в сфере исполнительной власти возлагается на различные органы государственной власти, особое место среди которых занимает российская прокуратура, осуществляющая прокурорский надзор.
Сущность надзора прокуратуры в сфере исполнительной власти
Российская прокуратура – это единая федеральная централизованная система органов, ответственных за осуществление надзора за соблюдением требований российской Конституции и исполнение действующего на российской территории законодательства.
Одним из значимых направлений деятельности российской прокуратуры является осуществление общего надзора, суть которого сводится к проверке соблюдения точности и единообразности законодательства в сфере исполнительной власти.
В качестве предмета общего надзора прокуратуры в сфере исполнительной власти выступают:
- во-первых, исполнение законодательства органами исполнительной власти федерального уровня, органами исполнительной власти регионального уровня, органами муниципального управления, военного управления, контрольно-надзорными органами, должностными лицами этих органов, а также субъектами общественного контроля в части обеспечения прав человека в местах принудительного содержания, управленческими органами и руководством некоммерческих и коммерческих организаций;
- во-вторых, соответствие законодательству издаваемых перечисленными органами власти правовых актов;
- в-третьих, соблюдение органами власти свобод и прав гражданина и человека.
Надзор прокуратуры в сфере исполнительной власти охватывает широкий спектр вопросов, для полноценного контроля которых прокуратура не обладает отлаженным механизмом, способным обеспечивать полноценное соблюдение законности. Некоторые специалисты отмечают наличие проблем при осуществлении надзора прокуратуры в сфере исполнительной власти, обусловленных следующими причинами:
- во-первых, общий низкий уровень законности в нашей стране;
- во-вторых, невнятная регламентация правового статуса прокуратуры;
- в-третьих, слабая, низкая эффективность, беспринципная и безответственная работа многочисленных органов контрольно-надзорного назначения.
В этих условиях необходимо совершенствовать прокурорский надзор в следующих направлениях:
- во-первых, необходимо обеспечить конституционное закрепление содержательной части деятельности российской прокуратуры;
- во-вторых, необходимо четко определить состав полномочий и предметы ведения российской прокуратуры;
- в-третьих, необходимо включить в предмет ведения прокуратуры осуществление надзора не только за Конституцией и законами, но и подзаконными актами.