Национальная безопасность – это состояние защищенности государства от неблагоприятного воздействия сил как внешней, так и внутренней среды.
Теоретические основы национальной безопасности государства
На данный момент в центре внимания большинства цивилизованных стран мира находятся проблемы национальной безопасности. Это связано с тем, что глобальная среда сегодня содержит в себе большое количество угроз и вызовов самого разнообразного характера.
Представители современной науки рассматривают национальную безопасность как комплексную категорию, которая представляет собой защищенность от внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов государства, общества и личности в различных сферах жизнедеятельности, что обеспечивает устойчивое развитие страны. Основными являются следующие элементы структуры национальной безопасности:
- государственная безопасность – означает защищенность государства;
- общественная безопасность – означает защищенность личности и общества;
- техногенная безопасность – означает защищенность от угроз техногенного характера;
- экологическая безопасность – означает защищенность от угроз стихийных бедствий и неблагоприятного воздействия на окружающую среду;
- экономическая безопасность – означает защищенность хозяйствующих субъектов;
- энергетическая безопасность – означает защищенность от угроз дефицита энергетических ресурсов;
- информационная безопасность – означает защищенность информации, ее конфиденциальность и полноту.
Главной задачей политики национальной безопасности государства является обеспечение высокого уровня защищенности национальных интересов, за счет которого создаются надлежащие условия для устойчивого развития личности, общества и государства. Под угрозой национальной безопасности понимают возможность нанесения ущерба (отрицательно влияющего изменения) отдельным гражданам (их правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни) и государству в целом (его суверенитету, территориальной целостности, устойчивому развитию, обороне, безопасности).
Современное состояние национальной безопасности России
Текущий уровень национальной безопасности Российской Федерации и пути ее укрепления установлены таким документом стратегического планирования, как Стратегия национальной безопасности, которая была утверждена Президентским Указом (№683 от 31 декабря 2015 г.). В ней отмечается, что в последнее время возросла нестабильность мировой экономики, а США и их союзники противодействуют проведению Россией самостоятельной политики (как внутри страны, так и за ее пределами).
Однако общественно-политическая и экономическая системы России под воздействием этих факторов смогли не только сохранить, но и укрепить свой потенциал. Он должен помочь преодолеть то давление (в политической, военной, информационной, экономической сферах), которое оказывается сейчас на нашу страну в рамках политики сдерживания России.
В настоящее время основными составляющими обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются следующие части, которые перечислены в зависимости от уровня их значимости для нашей страны:
- защита государственного строя – 18%;
- обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета – 18%;
- обеспечение политической и экономической независимости нации – 17%;
- защита общественного строя – 11%;
- борьба с преступностью – 8%;
- обеспечение техногенной безопасности – 8%;
- обеспечение здоровья нации – 7%;
- защита от угроз стихийных бедствий – 7%;
- охрана общественного порядка – 6%.
Вплоть до настоящего момента угрозы национальной безопасности России предотвращались и минимизировались за счет того, что укреплялось внутреннее единство российского общества, повышалась обороноспособность страны, устранялись структурные дисбалансы в национальной экономике. Внешняя политика выстраивалась на принципах открытости, рациональности и прагматичности, что, например, предусматривало исключение участия в новой гонке вооружений.
Основные пути укрепления национальной безопасности России
Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России становятся более опасными, возрастает вероятность их осуществления, увеличивается число их потенциальных источников. В этих условиях от высших органов государственной власти Российской Федерации требуется своевременное и грамотное принятие мер, направленных на укрепление национальной безопасности страны.
Исследователи в области безопасности отмечают, что наше общество и государство пребывают в таком сложном и специфическом историческом периоде, что проблема обеспечения национальных интересов и безопасности России приобретает особое значение. Поэтому они предлагают следующие пути ее укрепления, которые должны быть зафиксированы в Стратегии национальной безопасности и, соответственно, получить силу прямого действия:
- сформулировать в отношении каждой угрозы национальной безопасности меры противодействия путем определения процессов, подпроцессов, матрицы ответственности, сроков и ожидаемых результатов на каждом этапе;
- создать действенную систему контроля за реализацией положений Стратегии с особым акцентом на ответственности, сроках и реализации запланированных мероприятий на каждом пройденном этапе;
- ввести регулярную практику сравнения потерь с полученными результатами, делая акцент на достижении целей и результативности действий;
- установить обязанность государственных служащих отчитываться за реализацию положений Стратегии и утвердить систему оценки их эффективности;
- инициировать и поддерживать желание граждан Российской Федерации следовать интересам страны путем понимания значимости полезных для страны действий.
Таким образом, эти и ряд других мер благоприятным образом скажутся на достижении стратегической цели нашей страны – обеспечении национальной безопасности.