Предпосылки организации муниципального управления в разных странах
Основы построения муниципального управления в зарубежных странах на современном этапе закладываются административно-территориальным делением государства.
Административно-территориальное деление государства представляет собой важнейший элемент государственного устройства, носящий, как правило, консервативный характер.
Многие крупные зарубежные государства (Испания, США, Италия, Германия и прочие) определились с действующей по настоящее время системой административно-территориального деления уже в XIX веке, в некоторых странах его истоки находятся в эпохе раннего феодализма (к примеру, Великобритания).
В результате административно-территориальное деление зарубежных стран и в настоящее время зачастую содержит некоторое количество устаревших территориальных единиц, небольших по территории и утративших свою экономическую или демографическую основу для выделения. К тому же практически для всех стран характерно наличие серьезных различий по размерам территорий, численности их населения, уровню экономического потенциала административно-территориальных единиц одной и той же категории.
Основное назначение деления государств на определенные административные единицы состоит в том, чтобы обеспечить максимальное удобство и эффективность государственного управления, в наибольшей степени отвечающего потребностям граждан.
Звенность муниципального управления в разных странах
Административно-территориальное деление государств влияет и на систему построения муниципального управления, которая может делиться по вертикали на два – пять звеньев.
Административно-территориальное деление двухзвенного уровня имеет наибольшее распространение и наиболее удобно с точки зрения организации муниципального управления. Оно применяется в таких странах как Коста-Рика, Дания и прочие. Почти аналогичным по удобству и распространенности выступает трехзвенное деление, получившее распространение в таких странах как Испания, Италия и других.
Наличие более высокой звенности административно-территориального деления государств встречается гораздо реже. Сходные по уровням административно-территориального деления страны все равно имеют существенные различия в самом характере такого деления.
Кроме того, отличия системы построения муниципального управления также определяются степенью централизации его взаимоотношений с более высокими уровнями власти.
В одном случае построение системы муниципального управления основано на принципах прямой подчиненности муниципальных органов власти вышестоящим. Так принято во Франции, Италии, Германии. При этом некоторые страны выстраивают практически полностью автономную систему муниципального управления, которое не предусматривает вертикальной ответственности на юридическом уровне и на практике существует в крайне ограниченной форме. Примерами такой ситуации являются Великобритания и США.
В другом случае органы муниципального управления наделяются значительной самостоятельностью по отношению к более высоким уровням управления. В таких странах устанавливается достаточно широкая система выборности муниципальных органов власти. Некоторые страны, формирую прямую систему соподчиненности на основе так называемой «координации» деятельности нижестоящего уровня органов власти (к примеру, Япония).
Также существует практика прямого контроля специальными государственными органами органов муниципального управления. Примером таких органов государственной власти могут быть органы министерства внутренних дел (к примеру, в Великобритании), специально сформированные подразделения в правительстве, т.е. отдельные министерства по муниципальному управлению. Некоторые страны назначают полномочных представителей правительства в административно-территориальные единицы для осуществления административного надзора за деятельностью выборных органов муниципального управления и их исполнительных органов (к примеру, Италия, Франция).
Большинство стран Латинской Америки не имеет централизованного управления муниципальными органами власти, а формирует систему, в условиях которой представители государственной власти выполняет лишь контрольные функции и осуществляется свою деятельность наряду с главой муниципального образования, который избирается населением или советом.
Компетенция органов муниципального управления
Муниципального управление практически в любой стране мира ориентировано на решение местных вопросов, связанных с коммунальным хозяйством, охраной окружающей среды, планированием размещения и застройки территорий муниципальных образований, общим надзором за процессом градостроительства, развитием муниципального транспорта и установлением порядка его регулирования, муниципальным дорожным строительством, канализацией, водо- и газоснабжением, энергообеспечением, очисткой улиц, борьбой с загрязнениями водоемов и прочим.
Кроме того, муниципальные органы власти наделяются значительными полномочиями в социальной сфере. В состав таких полномочий входит, в частности, оказание социальной помощи малоимущим слоям населения, финансируемым за счет муниципального бюджета. В рамках этих полномочий муниципальные органы власти строят и содержат:
- ночлежки,
- дома престарелых,
- муниципальные школы,
- больницы и прочее.
Муниципальные органы власти также осуществляют управление муниципальной собственностью, координируют деятельность местного хозяйства путем выдачи разрешений на осуществление какой-либо деятельности.
Также муниципальные органы власти осуществляют охрану общественного порядка, определяя правила поведения в общественных местах, разрешение или запрет общественных мероприятий (пикеты, митинги и прочее).