Особенности муниципального управления культурой
Одним из направлений муниципальной политики является управление культурой. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам доступ к культурным ценностям и право на участие в культурной деятельности.
Таким образом, правовые основы управления культурой формируются такими нормативными актами как Конституция РФ, федеральные законы, регулирующие сферу культуры, библиотечное дело, деятельность музеев, защиту объектов культурного наследия и так далее.
Под культурой понимается обусловленный с исторической точки зрения уровень общественного развития, выражающийся посредством форм и типов творчества, а также созданных обществом ценностей.
Назначение культуры состоит в сохранении исторического и культурного населения в виде художественных произведений, ремесел, памятников и прочего.
Культурные ценности выражаются в форме нравственных и эстетических идеалов, норм и образцов поведения, фольклоре, языков, диалектов и говоров, исторических топонимах, национальных традиций и обычаев, символах, художественных промыслах и ремеслах, произведениях искусства и культуры, методах и результатах научных исследований культуры и иных объектах.
Российское законодательство предусматривает различные формы собственности в отношении культурных ценностей.
Сфера культуры включает в себя огромное количество видов деятельности: библиотечную, музейную, культурно-просветительскую, цирковую, театральную, концертную, кинопроизводственную, изобразительную, декоративно-прикладную и так далее.
Задача государства в сфере управления культурой заключается в формировании обдуманной культурной политики, которая реализуется, в том числе, и на муниципальном уровне.
В сферу полномочий муниципальных органов власти относительно реализации культурной политики входят:
- во-первых, формирование условий, обеспечивающих населения муниципального образования услугами культурных организаций;
- во-вторых, обеспечение организационных аспектов библиотечного обслуживания жителей муниципального образования;
- в-третьих, организация сохранения и охраны муниципальных объектов культурного наследия.
На практике муниципальные власти осуществляют деятельность по созданию культурных учреждений, начиная от проектирования и строительства необходимых для них зданий и заканчивая финансированием их деятельности. В состав муниципальной собственности включаются музеи, историко-культурные здания, сооружения, библиотеки и так далее.
Основу финансового обеспечения деятельности объектов культуры составляет бюджетное финансирование и средства, получаемые от оказания платных услуг.
Законодательство наделяет население, юридические лица, общественные объединения правом самостоятельного формирования фондов для финансирования деятельности культурных учреждений. Соучредителями таких фондов зачастую выступают и муниципальные органы власти.
Органам муниципального управления запрещено вмешательство в творческую составляющую культурной деятельности, кроме тех случаев, когда это предусмотрено законодательством (пропаганда насилия, войны и прочего). Запрет на осуществление культурной деятельности может налагаться судом при установлении факта нарушений требований законодательства. При осуществлении муниципального управления культурой следует реализовывать принцип равенства различных культур, сложившихся на территории муниципального образования.
Особенности муниципального управления спортом
Органы местного самоуправления наделены широкими полномочиями в сфере управления физической культурой и спортом на территории муниципального образования. Их деятельность направлена на обеспечение условий для развития спорта и массовой физической культуры на территории муниципального образования.
Реализацией муниципальной политики в области спорта занимается определенное структурное подразделение, входящее в состав местной администрации. В задачи данного подразделения входит регулирование деятельности культурных учреждений, к числу которых относятся:
- спортивные кружки и клубы;
- клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивные и спортивно-технические школы, специализированные школы олимпийского резерва;
- образовательные и научные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта;
- спортивные муниципальные сооружения (стадионы, бассейны, корты и прочее).
Муниципальные органы власти осуществляют взаимодействие с различными спортивными учреждениями и объектами при реализации мероприятий следующего назначения:
- организация соревнований, спартакиад, мероприятий, пропагандирующих спорт;
- организация подготовки работников, занятых в сфере спорта;
- оказание помощи спортивным учреждениям;
- осуществление сбора данных о развитии спорта и деятельности спортивных учреждений.
Основу муниципального управления спортом составляет формирование программ его развития различного назначения. Программы развития спорта предусматривают:
- обеспечение роста качества спортивного воспитания;
- осуществление реконструкции, строительства и поддержания в рабочем состоянии спортивных объектов;
- формирование условий для подготовки спортивного резерва и так далее.
Особое место в системе муниципального управления спортом занимают следующие направления:
- организация условий и развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с инвалидами;
- популяризация спорта среди молодежи;
- развитие детско-юношеского спорта и так далее.
Финансовую основу деятельности спортивных объектов и учреждения составляют следующие источники:
- средства муниципальных бюджетов;
- доходы организаций, занятых в сфере физической культуры и спорта;
- пожертвования;
- средства от продажи лотерейных билетов и так далее.