Особенности организации муниципального управления в Германии
Германия является федеративным государством, в состав которого входит 16 административно-территориальных единиц – земель.
Компетенция земель на основании Конституции страны наделена полномочиями осуществление муниципального управления. Помимо этого, федеральное законодательство гарантирует:
- во-первых, право на выборное создание представительств в землях, районах, общинах;
- во-вторых, право регулирования общинами местных вопросов под свою ответственность (в рамках, допустимых законодательством).
Право на самоуправление также предоставляет объединенным общинам.
Вопросы местного самоуправления регулируются конституциями земель, определяющими формы и полномочия муниципальных органов власти. Также положения конституций дополняются соответствующими местными законами, регулирующими порядок осуществления муниципального управления. В большинстве земель содержание этих законов очень похоже (власти страны сознательно проводят политику унификации местного законодательства).
Стремление к унификации местного законодательства обусловлено рядом причин, носящих объективный характер:
- во-первых, формирование наиболее эффективных моделей управления, которые власти стремятся распространять на все земли;
- во-вторых, выравнивание образа жизни и условий проживания.
К числу основных нормативных документов местного уровня относятся положения об общинах и о районах.
Отдельными нормативными документами регламентируется порядок проведения муниципальных выборов.
Статус муниципалитета и его полномочия определяются землями самостоятельно. Основным фактором, влияющим на данный вопрос, является численность населения. Также принимаются во внимание и иные факторы – к примеру, традиции, особенности исторического развития и так далее.
Большая часть земель (13) разделена на общины, остальные земли являются землями городами – Бремен, Берлин, Гамбург (последние две – одновременно общины, первый – разделен на 2 муниципалитета-города).
Статусом общин наделяются города, сельские поселения и их объединения, именуемые районами.
Систему муниципального управления в Германии можно обозначить как двухуровневую.
В структуру органов муниципального управления входят:
- городской совет (совет общины), являющийся высшим органом власти, избираемым населением;
- председатель совета, его заместители, избираемые на первом заседании совета;
- администрация – избираемый или назначаемый исполнительный орган муниципального управления.
Компетенция органов муниципального управления сводится к решению вопросов местного значения.
Особенности муниципального управления в США
В системе местного самоуправления в США имеется четкое разграничение между местными органами власти и государственной властью. Большая часть публичной власти страны представлена местными органами власти (55 процентов).
Правовую основу организации муниципального управления формируют отдельные штаты, которые самостоятельны в вопросах административно-территориального деления.
Особенностью муниципального управления в США является право на гомруль, реализация которого предполагает наделение муниципалитетов правом на решение вопросов местного самоуправления независимо от властей штата.
Основу формирования органов местного самоуправления составляют выборы. В США очень широк перечень должностных лиц, в отношении которых также применяется принцип выборности (судьи, шерифы и прочие).
Муниципальные органы власти управляют муниципальным имуществом, распоряжаются местным бюджетом, имеют право на установление местных налогов и издание правовых актов.
В силу высокой независимости штатов в США получило распространение многообразие форм муниципальных образований, в числе которых можно назвать: графства, города, «виллиджи», «бороу», «тауны» и так далее.
Система муниципального управления графств включает совет графства (комиссионеров или котроллеров), являющийся представительным органом. Местное самоуправление графств не включает в себя исполнительного органа коллегиального типа, его обязанности возлагаются на отдельных должностных лиц.
Городское муниципальное управление осуществляется в одной из трех форм: совет – мэр, совет – управляющий, комиссионная.
Модели муниципального управления
Мировая практика организации муниципального управления позволила выделить определенные модели, к числу которых относятся:
- Англосаксонская – модель, характеризующаяся высокой степенью автономии муниципального управления, выборностью и сосредоточением контрольных функций у населения. Эта модель не предусматривает осуществление государственного контроля за муниципальным управлением, на местном уровне нет государственных органов управления. Распространение такая модель муниципального управления получила в Великобритании, Канаде, США, Австралии. К реализации данной модели стремится и Россия;
Европейская (континентальная) – модель, которая реализуется в двух формах:
- посредством формирования выборных муниципальных органов власти и государственных администраций низового уровня, контролирующих их;
- посредством формирования муниципальных органов власти низового уровня и региональных государственных администраций.
Замечание 3Первая форма распространена в Италии и Франции, вторая – в Финляндии, Турции, Польше.
Смешанная – модель, обладает характеристиками англосаксонской и европейской модели, а также специфическими характеристиками. Применяется в Германии. В этой модели муниципальные органы власти выполняют одновременно и роль представительного местного органами, и роль государственной администрации на местах;
Советская – модель, характеризующаяся жесткой централизацией, при которой местные органы власти представляют собой государственную власть.
Замечание 4В настоящее время она характерна для Кубы, Китая, Вьетнама.