Характеристика муниципального управления как социального института
Данная концепция муниципального управления предложена А.М. Фокиным, впоследствии она разрабатывалась и другими учеными (В. Гельман, О. Рыженков, Е.Н. Крутий и прочие). А.М. Фокин сфокусировал свое внимание на процессе институционализации городского муниципального управления, отличающегося от муниципального сельского управления по причинам различия состава населения муниципального образования, его социальной структуры, способов жизнедеятельности и прочего.
Указанная концепция муниципального управления отмечает ряд особенностей, характерных для муниципального городского управления:
- во-первых, высокий уровень зависимости муниципального городского управления от системы государственной власти;
- во-вторых, формирование системы муниципального городского управления под воздействием сельского муниципального управления как более ранней формы управления муниципальным образованием;
- в-третьих, принятие зарубежного опыта при формировании муниципального городского управления;
- в-четвертых, влияние на форму муниципального городского управления событий экономического и социально-политического характера, накопленного опыта муниципального управления;
- в-пятых, сословный характер совершенствования муниципального городского управления под влиянием культурной, экономической и производственно-хозяйственной специализации городского развития.
Городское муниципальное управление как социальный институт включает следующие структурные компоненты:
- комплекс нормативных ценностей;
- наличие контроля социального характера;
- систему органов муниципального управления;
- организация общественного самоуправления по территориальному признаку.
Муниципальное городское управление формируется под влиянием вертикали государственной власти, которая в современных условиях обеспечивает закрепление ценностей местного самоуправления в федеральном законодательстве, обеспечивая тем самым создание муниципальных основ управления.
Такой подход к пониманию муниципального управления как социального института позволили А.М. Фокину сделать следующие выводы:
- во-первых, формирование органов муниципального управления отвечает потребностям формирования общества гражданского типа, демократизации жизни населения города;
- во-вторых, зарождение и дальнейшее развитие муниципального городского управления обеспечивает рост эффективности этого управления в интересах населения муниципального образования, достижение устойчивого состояния социально-территориальной организации жизнедеятельности населения муниципального образования;
- в-третьих, развитие муниципального городского управления подчиняется определенным закономерностям, которые следует учитывать при его формировании;
- в-четвертых, система нормативно-правовых актов, закрепляющая нормы, ценности и функции муниципального управления выявляет факторы базового характера функционирования муниципального городского управления.
Е.Н. Крутий так характеризовал муниципальное управление в качестве сложного социального института: муниципальное управление характеризуется сочетанием элементов институтов нормативно-ориентирующего, нормативно-санкционирующего, воспитательного и социокультурного типа.
При этом он отмечал и всеобщность понимания муниципального управления в качестве политического института, обусловленного установлением муниципальной власти на определенной территории.
Муниципальное управление как социальный институт обеспечивает для населения муниципального образования возможность использования своих прав в пределах существующих норм.
Важными постулатами муниципального управления являются:
- единые права для всех членов сообщества муниципального образования;
- универсальный характер обязательств;
- подчинение, обусловленное необходимостью.
Муниципальное управление с точки зрения неовиталистской социологии
Автором данной концепции муниципального управления выступил социолог С.И. Григорьев. В дальнейшем она была конкретизирована А.П. Сейко.
Причинами формирование данной концепции стали следующие недостатки подхода классической социологии к пониманию сущности муниципального управления:
- во-первых, характеристика муниципального управления посредством изучения отдельных характеристик жизни общества, а не специального предмета социологических исследований;
- во-вторых, отсутствие согласованности и фрагментарность изучения;
- в-третьих, отсутствие теории муниципального социума в российской социологии.
С точки зрения неовиталистской социологии общество предстает как совокупность многообразия локализованных во времени и пространстве микросоциумов, изменение которых обеспечивает внесения существенного вклада в общественное развитие.
Постулаты концепции сводятся к следующему:
- муниципальный социум является разновидностью локального социума, возникновение которого обусловлено вступлением во взаимодействие населения, проживающего на определенной территории;
- муниципальный социум, выраженный определенной совокупностью отношений, может выходит за границы муниципального образования;
- первопричина развития муниципального социума – состояние жизненных сил россиян, находящее под влиянием необходимость борьбы за выживание, дефицита возможностей, необходимых для полноценного участия в муниципальном управлении;
- решение проблем муниципального управления требует формирования социальной программы развития самоорганизационных и жизненных сил населения муниципальных образований;
- необходимо законодательно урегулировать отношения разностатусных социальных групп и муниципальных социумов, действующих на территории отдельных муниципальных образований.