Характеристика дошкольного образования как объекта муниципального управления
Дошкольное образование представляет собой начальный этап образования индивида, дающий совокупность первоначальных навыков и умений, остающихся с ним на протяжении его жизнедеятельности.
Дошкольное образование входит в сферу интересов муниципального управления, более того, в последние годы растет внимание к этому аспекту муниципального управления в связи с рядом причин, к числу которых следуют отнести:
- во-первых, Закон «об образования», введенный в действие в 2013 году признал дошкольное образование первым уровнем общего образования. Его отличительной характеристикой от других уровней образования является необязательность, однако меняется сама концепция отношения к содержанию дошкольного образования детей. В период дошкольного действа у детей формируются основы личностного развития в физическом, интеллектуальном, эмоциональном и коммуникативном плане. В этот период времени дети начинают осознавать себя и собственное место в мире, они учатся общению, взаимодействию с другими детьми и взрослыми;
- во-вторых, история системы дошкольного воспитания детей насчитывает 150 лет, в течение которых наибольшее значение придавалось общественной стороне воспитания. Однако более важным аспектом воспитания для детей является семья, которая в наиболее полной мере может обеспечить полноценность индивидуального развития и успешность социализации детей в обществе. Действующее законодательство в сфере образования устанавливает преимущество прав родителей на осуществление обучения и воспитания их детей относительно других лиц и определяет ответственность за неисполнение или исполнение ненадлежащим образом этих обязанностей. В задачу дошкольных образовательных учреждений входит обеспечение помощи родителям или законным представителям обучающихся детей в их воспитании, охране и укреплении состояния их психического и физического здоровья, развитии способностей и корректировке нарушений развития;
- в-третьих, социальные изменения жизнедеятельности общества, обусловленные ускорением темпа жизни, повышением уровня информатизации, осуществление усиленной подготовки к школе привело к уходу игр из детского времяпрепровождения. В настоящее время практически отсутствуют дворовые сообщества детей. Социальный мир детей замыкается, ограничивается общением с семьей или виртуальными собеседниками. Задачей дошкольного обучения является возвращение игры как средства воспитания и адаптации детей. Игры обеспечивают обучение детей навыкам общения, взаимодействия, разрешения конфликтов, познания мира и общественных отношений. В процессе игры дети осуществляют «примерку» на себя различных общественных ролей, способствующих развитию мышления, речи, воображения, памяти, эмоций и прочего.
Содержание муниципального управления дошкольным образованием
Признание дошкольного образования начальной стадией общего образование концептуально изменило подход к управлению им.
Муниципальное управление дошкольным образованием – это динамическое влияние органов муниципального управления на учреждения, осуществляющие дошкольное образование, с целью обеспечения благоприятного их развития и функционирования.
За последние время произошла смена унитарной формы дошкольного образования на вариативную. Это оказало влияние и на организации, и на осуществление дошкольного образования.
Направление обновления дошкольного образования включаются:
- развитие моделей организации дошкольного образования;
- пересмотр нормативно-правовой базы дошкольного образования;
- разработка новых финансово-экономических механизмов осуществления дошкольного образования;
- развитие материально-технического обеспечения дошкольного образования;
- повышение качества методического обеспечения дошкольного образования;
- расширение содержания дошкольного образования.
В основе муниципального управления дошкольным образованием лежат следующие принципы:
- принцип гуманизма;
- принцип приоритетности общечеловеческих ценностей и здоровья детей;
- принцип развития свободы личности;
- принцип доступности образования;
- принцип адаптации образовательного процесса под особенности и нужды ребенка;
- принцип светского характера дошкольного образования.
Сущность муниципального управления дошкольным образованием сводится к строительству и поддержанию рабочего состояния муниципальных учреждений дошкольного образования, обеспечению условий их функционирования, частичного финансирования их деятельности, а также контроля за соблюдением образовательных стандартов и содержанием детей.
В настоящее время можно выделить ряд проблем, характерным для муниципального управления дошкольным образованием. К числу таких проблем относятся:
- нехватка дошкольных образовательных учреждений, приводящая к образованию очередей на попадание в них;
- ненадлежащий уровень качества работы учреждений дошкольного образования;
- финансовые поборы с родителей, осуществляемые сверх установленной платы за обучение;
- недостаточность материально-технического обеспечения и оснащения учреждений дошкольного образования;
- низкий уровень материального стимулирования работников учреждений дошкольного образования;
- недостаточное финансирование деятельности и обеспечения учреждений дошкольного образования;
- переполненность учреждений дошкольного образования и так далее.
Муниципальное управление дошкольным образованием должно акцентировать внимание на решении указанных проблем, но при этом вырабатывать и общую концепцию его развития, а не только решать текущие вопросы управления. Такой подход к управлению обеспечит равномерное и полноценное развитие дошкольного образования.