Муниципальное образование – это объект муниципального управления в виде городского поселения, сельского поселения, совокупности поселений, имеющих общую территорию, части поселения или иной поселенной территории, в границах которой реализуется местное самоуправление, в том числе в отношении муниципальной собственности, муниципального бюджета и различных процессов общественной жизнедеятельности.
Сущность муниципального образования
Муниципальное образование представляет собой различные виды поселений, имеющих обособленную территорию, собственное хозяйство, систему органов муниципального управления. В этом виде муниципальное образование является объектом муниципального управления.
Муниципальное образование представляет собой сложную социально-экономическую систему, включающую в себя совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов в виде:
- во-первых, населения муниципального образования;
- во-вторых, природно-географической среды;
- в-третьих, жизнеобеспечивающих систем и градообразующей базы, которые обслуживают формирование, сохранение, функционирование и развитие муниципального образования.
Структурная составляющая муниципальных образований позволяет включать их в состав сложных и больших систем управления, наделенных следующими свойствами и характеристиками:
- во-первых, наличие значительного количества взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, обеспечивающих изменение характера функционирования всех элементов, формирующих систему муниципального образования;
- во-вторых, многофункциональность большинства элементов, входящих в систему муниципального образования;
- в-третьих, обеспечение взаимодействия элементов муниципального образования каналами обмена энергии, информации, материалами и так далее;
- в-четвертых, наличие общей цели функционирования всей системы муниципального образования, включая ее отдельные элементы;
- в-пятых, изменчивость структуры муниципального образования в разрезе функциональных элементов;
- в-шестых, взаимодействие элементов муниципального образования во внутренней и внешней среде, отличающееся стохастическим характером;
- в-седьмых, иерархичность построения системы муниципального образования.
Местное сообщество муниципального образования формируется его населением. Членами местного сообщества признаются российские граждане, которые проживают на территории муниципального образования. Население муниципального образования выступает в качестве источника муниципальной власти, реализуемой органами муниципального управления. Население муниципального образования выполняет двоякую роль:
- во-первых, оно является объектом управления;
- во-вторых, оно выступает в качестве субъекта управлением.
С одной стороны, население муниципального образования подчиняется решениям муниципальных органов власти, с другой стороны, именно население делегирует этим органам власти свои права и обязанности по управлению муниципальным образованием.
Особенности управления муниципальным образованием
В качестве важнейшей особенности муниципального управления выступает специфика его объекта в лице муниципалитета, представляющего собой организацию, нацеленную на достижение социальных (некоммерческих) целей.
Муниципальное образование можно охарактеризовать как некоммерческую организацию, функционирующую ради достижения социальных целей. В этом случае в качестве критериев результативности и эффективности управления муниципальным образованием невозможно рассматривать достижение максимальной прибыли или максимальных доходов муниципального бюджета.
Также особенностью управления муниципальным образованием является значение и роль человека в этом процессе. Населения в системе управления муниципальным образованием обеспечивает выполнение трех функций, выступая в качестве цели управления, объекта управления и субъекта управления. Такое тройственное значение характерно только для муниципального управления.
Население муниципального образования формируется основу муниципального управления, выступая в качестве главного местного ресурса, определяющего целевую направленность управления муниципальным образованием и обеспечение его потребностей необходимыми ресурсами. Это обуславливает специфику принятия муниципальных управленческих решений, отличающихся от принятия государственных или хозяйственных решений.
Еще одной особенностью управления муниципальным образованием выступает совокупность ценностей, ресурсов, задач и возможностей, обусловленных местом проживания человека. Смена места жительства для человека представляют собой более трудное действие по сравнению с другими переменами, поскольку требуется преодоления привязанности к месту проживания и привыкания к иным особенностям другого муниципального образования.
В качестве еще одной особенности муниципального управления можно обозначить множество проблем, решение которых необходимо осуществлять одновременно. Причем эти проблемы отличаются локальным, частным характером.
Управление муниципальным образованием обеспечивает решение местных проблем локальными мерами. Муниципальные власти при решении сложных задач сталкиваются с тотальным дефицитом финансовых и временных ресурсов, что требует от них жесткого отбора приоритетов развития муниципального образования. Для муниципального управления не характерна стратегическая направленность действий, которой отличается государственное управление. В рамках управления муниципальным образованием большее значение имеет тактика действий по сравнению со стратегией. Зачастую управление муниципальным образованием скатывается до «латания дыр», получающего приоритет перед перспективным развитием. Совершенствование управления муниципальным образованием требует совершенствования стратегического подхода к его реализации.