Основы распоряжения и управления муниципальным имуществом
В состав исключительной компетенции муниципального управления входит разработка и закрепление порядка и правил распоряжения и управления муниципальным имуществом.
Полномочия отдельных органов муниципальной власти в отношении распоряжения и управления муниципальным имуществом определяются согласно Уставу муниципального образования.
Органы муниципальной власти в отношении муниципального имущества наделяются правом владения, пользования и распоряжения от имени такого субъекта гражданского права как муниципальное образование.
Муниципальное имущество формирует материальную базу для учреждения, преобразования и ликвидации муниципальных учреждений и предприятий на основании решений уполномоченных органов муниципальной власти. Также органы муниципальной власти наделены правом осуществлять имущественные сделки с муниципальным имуществом.
Правовую базу регулирования отношений, возникающих в связи с распоряжением и управлением муниципальным имуществом, составляет в первую очередь Гражданский кодекс РФ. Исключение составляют вопросы приватизации муниципального имущества.
В качестве субъекта гражданского права муниципальное образование выступает собственником муниципального имущества. При этом исполнение функций собственника от имени муниципального образования осуществления уполномоченными Уставом муниципального образования представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
На муниципальные органы власти возложена обязанность формирования имущественной политики, назначение которой состоит в обеспечении:
- применения муниципального имущества как инструмента, определяющего экономическое развитие муниципального образования;
- применения муниципального имущества в соответствии с его целевым назначением для извлечения максимальной коммерческой и социальной выгоды;
- поддержания работоспособного состояния муниципального имущества;
- эффективности продажи муниципального имущества, не способного приносить коммерческую и социальную выгоду;
- приобретения муниципального имущества, требующегося для решения социальных проблем муниципального образования.
Реализация имущественной политики муниципального образования осуществляется посредством издания местных нормативно-правовых актов.
Характеристика имущественных прав муниципальных образований
Под имущественным правом понимают субъективное право участника гражданских правоотношений, которое связано с владением, пользованием и распоряжением имуществом, имущественными требованиями, возникающими между участниками гражданских сделок в связи с распределением и обменом имущества.
К имущественным правам относятся:
- право собственника;
- хозяйственного ведения;
- право оперативного управления;
- вещные права (сервитуты);
- права обязательственные;
- права авторские;
- права изобретателей на вознаграждение за сделанные изобретения;
- права наследственные.
Для сферы распоряжения и управления муниципальным имуществом наиболее характерно применение из указанного перечня прав собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, а также сервитутов.
Особой разновидностью вещных прав в рамках российского гражданского законодательства является право оперативного управления. Таким правом может быть наделено только юридическое лицо, которое не является собственником. Содержание данного права подразумевает наличие возможности использования переданного собственником определенного имущества конкретной организации строго в соответствии с целевым назначением. Право оперативного управления существенно уже по своему содержанию в сравнении с правом собственности и правом хозяйственного ведения. В качестве субъектов данного права могут выступать только казенные предприятия или учреждения. Муниципальными образованиями данное право используется в отношении муниципальных учреждений и муниципальных казенных предприятий. При использовании имущества, предоставленного на праве оперативного управления, не по назначению, муниципальное образование изымает его и распоряжается им по своему усмотрению.
Под правом хозяйственного ведения понимается наличие право владения, использования и распоряжения вверенным муниципальным унитарным предприятиям имуществом согласно предмету, целям и специфики деятельности, определенным в момент передачи имущества. Собственником имущества в этом случае выступает муниципальное образование, причем этот статус сохраняется и после передачи имущества. В качестве объекта указанного права может выступать любое имущество, которое передается муниципальным образованием на баланс муниципального унитарного предприятия. К данному имуществу применяется принцип неделимости и запрет на распределение в качестве вкладов при приватизации между работниками. Руководитель муниципального унитарного предприятия обязан осуществлять контроль наличия и сохранности переданного имущества. Возникновения права хозяйственного ведения происходит в момент передачи муниципального имущества. Право хозяйственного ведения оформляется соглашением между муниципальным образованием и муниципальным унитарным предприятием.
Под сервитутом понимается обременение собственника имущества, налагаемое в пользу иных лиц (наделение этих лиц правом ограниченного пользования указанным имуществом).
Данное право относится к ограниченным вещным правам, и смена собственника его не прекращает. Собственник имущества не обременяется обязанностью совершать положительные действия, он обязан только к пассивному поведению. Сервитуты регистрируются в том же порядке, что установлен в отношении регистрации прав на недвижимость.