Сущность государственной и муниципальной собственности организаций
Государственная и муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее государству или муниципалитетам на праве собственности.
Формирование имущества государственных и муниципальных предприятий обеспечивается за счет следующих источников:
- во-первых, имущества, переданного предприятию на праве оперативного управления или хозяйственного ведения государством или муниципалитетом;
- во-вторых, доходов, получаемых предприятием от осуществления своей деятельности;
- в-третьих, иных источников, допускаемых законодательством.
Возникновение прав использования имущества, передаваемого предприятиям государством или муниципалитетами, начинается с момента получения этого имущества. Исключения могут предусматриваться только федеральным законодательством или решениями собственника имущества.
Правительство России регулирует порядок осуществления права оперативного управления и хозяйственного ведения в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности за пределами страны, а также в отношении долей, паев, ценных бумаг, находящихся за пределами страны.
Особенности распоряжения государственной и муниципальной собственностью организаций
Законодательство наделяет государственные и муниципальные предприятия правом распоряжения движимым имуществом, выделенным ему государством или муниципалитетом на праве хозяйственного ведения. Причем законодательством предусмотрены исключения в случае самостоятельного распоряжения таким имуществом на уровне федерального законодательства и иных нормативно-правовых актов.
Государственные и муниципальные предприятия не имеют права продажи принадлежащего им недвижимого имущества, сдачи этого имущества в аренду, внесения имущества в залог, в уставный капитал других организаций без получения согласия от собственника имущества, в качестве которого выступает государство или муниципалитет. Иные способы распоряжения государственным и муниципальным недвижимым имуществом также требуют получения согласия собственника.
Организация получает право на распоряжение недвижимой или движимой государственной и муниципальной собственностью в рамках пределов, позволяющих ей осуществлять свою деятельность, достигать целей и задач, определенных уставом этой организации. Сделки с государственной и муниципальной собственностью, осуществленные организациями, нарушающие эти требования, признаются ничтожными.
В отношении государственной и муниципальной собственности организаций установлен запрет на совершение сделок, которые связаны с предоставлением поручительств, займов, получением гарантий от банка, иных обременений, уступками требований, переводами долгов, заключением договоров простого товарищества. Для совершения любой из указанных сделок требуется получение согласия собственника.
Характеристика видов и размера совершения сделок с государственной и муниципальной собственностью организациями без получения согласия собственника определяется в уставе государственного и муниципального предприятия.
В отношении государственных и муниципальных земельных участков, арендованных организациями, установлены следующие запреты:
- организации не имеют права сдачи таких земельных участков в субаренду;
- организации не имеют права передачи своих прав и обязанностей по договору аренды иным лицам;
- организации не могут передавать права на аренду в залог;
- организации не могут вносить права на аренду в уставные капиталы других организаций или кооперативов.
Получение согласия собственника государственного или муниципального земельного участка, предоставленного организациям в аренду, позволяет организациям:
- во-первых, осуществлять сдачу земельных участков или их частей в субаренду;
- во-вторых, передавать свои обязанности и права по договору аренды земли или их часть иным лицам, выступающим в качестве концессионеров.
Собственность казенных государственных и муниципальных предприятий
Государственной и муниципальной собственностью наделяются казенные предприятия. Казенные предприятия делятся на государственные в составе федеральных и региональных, а также муниципальные.
В соответствии с законодательством федеральным казенным предприятиям дано право отчуждения или иного распоряжения собственностью только при наличии согласия Правительства России или органа федеральной исполнительной власти, уполномоченного на выдачу такого согласия.
Региональные казенные предприятия имеют право отчуждения или иного распоряжения их собственностью только при наличии согласия органа государственной власти регионального уровня, уполномоченного на это.
Муниципальные казенные предприятия имеют право на отчуждение или иное распоряжение их собственностью только при наличии согласия органа муниципального управления, уполномоченного на его выдачу.
Виды и размеры сделок, которые требуют получения согласия собственника имущества казенных предприятий, утверждаются в уставе этих предприятий.
Для государственных и муниципальных казенных предприятий установлены пределы прав распоряжения принадлежащей им собственностью, которые ограничены предоставлением им возможности осуществления деятельности, цель и предмет которой закреплены в уставах этих предприятий.
Государственным и муниципальным предприятиям, выступающим в качестве арендаторов земельных участков, являющихся государственной и муниципальной собственностью, запрещено:
- во-первых, осуществлять сдачу таких земельных участков в субаренду;
- во-вторых, осуществлять передачу своих прав и обязанностей по договору аренды иным лицам;
- в-третьих, осуществлять передачу прав аренды в залог;
- в-четвертых, осуществляет внесение права аренды в уставные капиталы других организаций и кооперативов.