Понятие и виды должностей муниципальной службы
Должности муниципальной службы – это должности в органах муниципального управления, аппаратах избирательных комиссий муниципалитетов, образуемые сообразно уставам муниципальных образований и предусматривающие определенные круг обязанностей, направленных на реализацию полномочий органов муниципального управления, избирательных комиссий и должностных лиц муниципалитетов.
Вся совокупность должностей, связанных с несением муниципальной службы, делится на пять групп, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, высшие должности;
- во-вторых, главные должности;
- в-третьих, ведущие должности;
- в-четвертых, старшие должности;
- в-пятых, младшие должности.
К главным должностям муниципальной службы могут относиться такие должности как должность первого заместителя главы муниципального образования, должность заместителя главы муниципального образования, должность заместителя главы муниципального образования и директора департамента муниципального образования, должность управляющего делами муниципальной администрации.
К ведущим должностям муниципальной службы относятся такие должности как должности руководителей управ административных округов, директоров департаментов, должности начальников управления, должности председателей комитетов, должности советников и консультантов главы муниципального образования, должность руководителя пресс-службы главы муниципального образования, должности заместителей руководителей управ административных округов и так далее.
В состав старших должностей муниципальной службы могут включаться такие должности как начальник отдела департаментов, комитетов и иных органов муниципальной власти, помощники заместителей главы города, начальники функциональных секторов, заведующие секторами и так далее.
К группе младших должностей муниципальной службы могут относиться специалисты первой, второй категории и собственно специалисты.
Квалификационные требования на соответствие должностям муниципальной службы
В статье 9 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены положения относительно основных квалификационных требований, обеспечивающих соответствие претендентов на замещение должности муниципальной службы этим должностям.
Претенденты на замещение должности муниципальной службы должны отвечать квалификационным требованиям по ряду значимых профессиональных характеристик. К числу таких характеристик относятся следующие:
- профессиональное образование и его уровень;
- стаж работы, в том числе на должностях муниципальной службы;
- направление профессиональной подготовки;
- знания, навыки и умения, требуемые для качественного исполнения должностных обязанностей муниципального служащего;
- специальность и направление подготовки в том случае, если такие требования предусмотрены соответствующим решением работодателя.
На уровне регионального законодательства разрабатываются типовые квалификационные требования к претендующим на замещение должностей муниципальной службы. В свою очередь местными нормативно-правовыми актами устанавливаются квалификационные требования к претендующим на замещение должностей муниципальной службы с учетом типовых квалификационных требований.
Содержание квалификационных требований к претендующим на замещение должностей муниципальной службы определяется под влиянием таких факторов, как:
- во-первых, область профессиональной деятельности муниципального служащего;
- во-вторых, вид профессиональной деятельности муниципального служащего;
- в-третьих, должностная инструкция муниципального служащего.
Должностная инструкция муниципального служащего может также предусматривать определенные квалификационные требования по направлению подготовки или специальности претендентов на замещение должности муниципальной службы.
По отношению к претендентам на замещение должности главы муниципальной администрации, в случае его найма по контракту, уставы муниципальных образований могут устанавливать совокупность дополнительных требований к квалификации.
Содержание квалификационных требований на соответствие должностям муниципальной службы
Квалификационные требования на соответствие должностям муниципальной службы предусматриваются муниципальными правовыми актами, то есть должны отличаться некоторым разнообразием, однако практика показывает, что большинство муниципальных образований используют обобщенные квалификационные требования. Преимущественно квалификационные требования к претендующим на замещение должности муниципальной службы включают в себя требования относительно наличия образования и стажа работы или муниципальной службы. Стаж муниципальной службы добавляет преимущества претендующему на замещение должности муниципальной службы, в связи, с чем он, как правило, меньше требуемого стажа работы по специальности или направлению подготовки. Следует отметить, что к более низким должностям муниципальной службы предъявляются меньшие квалификационные требования, например, зачастую не требуется стаж работы или муниципальной службы.
Так, например, в отношении главных должностей службы в муниципалитете предусмотрены оба указанных требования, причем образование у претендента должно быть высшим, а стаж работы по специальности должен превышать 3 года, при условии несения муниципальной службы – 2 года.
В то же время для замещения ведущих должностей муниципальной службы также требуется высшее образование и стаж работы по специальности или на муниципальной службе аналогично требованиям к главным должностям муниципальной службы.
При этом к старшим и младшим должностям муниципальной службы не предъявляются требования по стажу, а требования к образованию могут снижаться до среднего профессионального образования.
Наличие у претендентов на замещение должностей муниципальной службы дипломов с отличием может выступать основанием для снижения квалификационного требования по стажу работы по специальности или на муниципальной службе.