Понятие и состав принципов муниципальной службы
Принципы муниципальной службы – это совокупность основополагающих начал, идей, в соответствии с которыми осуществляется деятельность муниципальных служащих на должностях муниципальной службы с целью реализации задач и функций муниципального управления.
Принципы муниципальной службы составляют фундаментальную основу тех общественных отношений, которые складываются в процессе реализации муниципального управления в связи с организацией этого управления.
Основные принципы организации муниципальной службы закреплены в статьи 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
К числу этих принципов относятся следующие:
- приоритетность свобод и прав гражданина и человека;
- обеспечение равенства доступа граждан, которые владеют русским языком, к несению муниципальной службы и равенства условий ее прохождения независимо от личностных характеристик гражданина, к примеру, национальных, имущественных, религиозных и прочих;
- компетентность и профессионализм;
- стабильность несения муниципальной службы;
- обеспечение доступности данных относительно деятельности служащих муниципалитета;
- взаимодействие муниципальных служащих с гражданами и общественными объединениями;
- единообразие требований, предъявляемых к муниципальной службе на территории страны, учет традиций ее прохождения;
- обеспечение социальной и правовой защиты служащих муниципалитета;
- обязательность ответственности служащих муниципалитета за исполнение своих обязанностей ненадлежащим образом или их неисполнение;
- внепартийность службы в муниципалитете.
Характеристика содержания отдельных принципов муниципальной службы
Принцип приоритетности свобод и прав человека и гражданина является следствием положений российской Конституции, которая позиционирует человека, а также совокупность его прав и обязанностей в качестве высшей ценности государственного строя страны. Цель деятельности служащих муниципалитета состоит в обеспечении возможности для населения муниципального образования реализации своих конституционных свобод и прав. Как максимально приближенный к населению уровень управления муниципальная власть призвана в наибольшей степени обеспечивать такую возможность.
Принцип равенства доступа и условий несения муниципальной службы также является следствием положение российской Конституции, которая предусматривает отсутствие какой-либо дискриминации граждан, в том числе при поступлении на службу в муниципалитет. Единственным ограничением является требованием относительно владения русским языком как государственным языком страны. Данное требование установлено федеральным законодательством, регулирующим порядок поступления на службу в муниципалитет;
Принцип компетентности и профессионализма служащих муниципалитета определяется содержанием направлений деятельности. Как показывает практика, не все муниципальные служащие обладают достаточной квалификацией для исполнения своих обязанностей, чтобы обусловлено различными причинами, к числу которых можно отнести такие как:
- во-первых, низкий уровень практического обучения при подготовке специалистов государственного и муниципального управления в учебных заведениях;
- во-вторых, низкий уровень оплаты труда муниципальных служащих, вынуждающийся лучшие кадры уходить в частный сектор;
- в-третьих, низкий уровень привлекательности некоторых муниципальных образований для специалистов в сфере муниципального управления.
Стабильность муниципальной службы выражается в том, что государство декларирует необходимость предоставления муниципальным служащим гарантий сохранения их рабочих мест при смене руководства муниципалитета. Частая смена команды руководства муниципальных образований ведет к снижению профессионализма муниципальных служащих, неуспевающих накапливать необходимый для работы опыт.
Доступность данных относительно деятельности служащих муниципалитета выражается в том, что население муниципального образования обладает правом на ознакомление с деятельностью муниципальных служащих и ее результатами. На органы муниципального управления и должностных лиц муниципальных образований возлагается обязанность информирования населения муниципального образования о деятельности муниципальных служащих. Реализация данного принципа направлена на обеспечение возможности для населения муниципального образования оказывать воздействие на деятельность органов муниципального управления и служащих.
Содержание принципа обеспечения взаимодействия муниципальной власти с гражданами и общественными объединениями состоит в том, что сущность муниципальной службы выражается в возможности тесной взаимосвязи с гражданам муниципального образования, возможности учета мнения населения при осуществлении муниципального управления и организации обратной связи. Муниципальный служащий выступает в качестве связующего звена между населением муниципального образования и высшим уровнем управления муниципалитета. Мнение населения относительно решения важных вопросов, имеющих местное значение, учитывается в ходе проводных муниципальными служащими мероприятий волеизъявления граждан в виде референдума, выборов и прочего.
Принцип единообразия требований к осуществлению муниципальной службы с учетом местных традиций подразумевает реализацию единого подхода к осуществлению кадровой политики в сфере муниципальной службы на территории всей страны.
Принцип социальной и правовой защиты служащих муниципалитета находится в тесной взаимосвязи с принципом стабильности этой службы. Законодательство четко оговаривает требования к муниципальным служащим, ограничения и запреты, устанавливаемые для них, а также совокупность их прав и обязанностей.
Принцип ответственности муниципальных служащих за свои действия выражается в том, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей муниципальные служащие несут дисциплинарную ответственность в виде замечаний, выговоров или увольнения.
Принцип внепартийности службы в муниципалитете заключается в недопустимости создания партий в системе муниципалитета и обеспечения их влияния на деятельность муниципальных служащих.