Понятие организации государственной и муниципальной службы
Организация государственной и муниципальной службы – это наличие организационных, правовых, институциональных и иных основ несения государственной и муниципальной службы на территории России.
В связи с обособлением муниципального управления от системы государственного управления организационные аспекты государственной и муниципальной службы регулируются различными документами. Однако анализ этих документов позволяет сделать вывод о принципиально едином подходе к организации государственной и муниципальной службе.
Особенности организации государственной службы
Государственная служба – это разновидность служебной профессиональной деятельности российских граждан, призванная обеспечить исполнение полномочий России, федеральных органов власти, субъектов России и органов их власти, а также иных лиц, наделенных полномочиями органов государственного управления федерального и регионального уровня.
Государственную службу России можно разделить на два уровня:
- во-первых, федеральная государственная служба;
- во-вторых, региональная государственная служба.
Такая структура государственной власти в России является причиной сосуществования двух видов законодательства, направленных на регулирование государственных служебных отношений. Правовые основы организации государственной службы включают в себя федеральную Конституцию, Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», различные нормативные акты федерального уровня, конституции и нормативные правовые акты регионов России.
В организационном смысле принципиальную важность имеют положения Конституции России, определяющие компетенции высших должностных лиц и органов государственного управления, то есть Президента России, обеих палат Федерального Собрания и так далее.
В системе государственной службы выделяют следующие разновидности:
- во-первых, гражданскую;
- во-вторых, военную;
- в-третьих, правоохранительную.
Государственная гражданская служба представлена двумя уровнями: федеральной гражданской службой и региональной гражданской службой.
Военная и правоохранительная служба входят в систему федеральной государственной службы.
В соответствии с российским законодательством государственная служба имеет статус профессиональной деятельности, в результате чего приветствуется продолжительное пребывание чиновников на государственной службе, позволяющее им наращивать служебный стаж, опыт работы и чиновничьи ранги.
Единство государственной гражданской службы России обеспечивается через систему условий и размеров оплаты труда служащих, предоставление единых социальных гарантий государственным служащим, универсальных квалификационных требований, единых ограничений и запретов в сфере государственной службы и так далее.
Принципиальные основы организации государственной службы
Принципиальные основы организации государственной службы установлены статьей 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К числу принципов государственной службы относятся следующие:
- приоритетность гражданских прав и свобод;
- единство организационно-правовых основ государственной службы на федеральном и региональном уровне;
- доступность несения гражданской службы и условий ее несения на равной основе всем гражданам России, владеющим русским языком, независимо от каких-либо характеристик и обстоятельств, не связанных с профессиональными качествами. Российское законодательство не допускает дискриминацию граждан при допуске к государственной службе по таким критериям как половая принадлежность, религиозные убеждения, место жительства и так далее;
- компетентность и профессионализм;
- стабильность несения государственной службы;
- информационная доступность государственной службы;
- взаимодействие государственных служащих с населением и общественными организациями;
- обеспечение защиты государственных служащих от возможности неправомерного вмешательства в осуществление их профессиональной служебной деятельности.
Организация муниципальной службы
Организация муниципальной службы на территории Российской Федерации до сих пор находится в стадии становления, поскольку насчитывает сравнительно небольшую историю. Изначально муниципальная власть являлась составной частью государственной власти, и, как следствие, не имела собственного нормативного регулирования.
В настоящий момент муниципальная служба имеет проработанную правовую базу, которая, тем не менее, постоянно совершенствуется, то есть изменяется и дополняется.
Организационное назначение муниципальной службы состоит:
- во-первых, в существовании муниципальной службы в целях формирования условий для осуществления полномочий органов муниципального управления;
- во-вторых, в направленности функционирования органов муниципального управления на обеспечение устойчивого профессионального штата муниципальных служащих и полное правовое обеспечение работы этих служащих;
- в-третьих, в содержании деятельности муниципальных служащих, определяемом полномочиями и задачами муниципального управления.
Принципиальные основы организация муниципальной службы схожи с принципиальными основами организации государственной службы.
Муниципальная служба призвана осуществлять следующие функции:
- во-первых, функцию планирования, состоящую в формировании планов деятельности муниципальных служащих с целью решения задач муниципального управления;
- во-вторых, регулирующая функция, суть которой сводится к упорядочиванию общественных отношений во взаимодействии муниципальной власти и населения муниципального образования;
- в-третьих, распорядительную функцию, суть которой состоит формировании конкретных указаний, обязательных к исполнению муниципальными служащими;
- в-четвертых, координационную функцию, обеспечивающую эффективное взаимодействие различных элементов муниципального управления;
- в-пятых, контрольную функцию, направленную на проверку эффективности муниципального управления.