Специфика государственного управления Москвы
Город Москва выступает самостоятельным субъектом федеративного территориального деления России. Другими словами, как город федерального значения Москва по своему правовому статусу приравнивается к иным субъектам федерации. Указанное предопределяет особенности устройства публичного управления в городе.
В Москве как городе федерального значения наличествует сложная система публичного управления:
- органы государственной власти федерального и регионального уровня;
- органы муниципальной власти, образованные для управления внутригородскими территориями в соответствии с уставом города. Так, внутри города образуются административные округа, на третьем которых действуют исполнительные и представительные органы местного самоуправления.
Структура государственного управления Москвы
Система государственного управления Москвы находит закрепление в уставе города.
Систему высших государственных органов города образуют:
- дума города как единственный высший законодательный (представительный) государственный орган;
- городской мэр – высшее должностное лица Москвы, являющееся главой исполнительного органа;
- правительство Москвы – высший исполнительный орган;
- органы исполнительной власти, сформированные по отраслевому, функциональному, территориальному или иному направлению детальности;
- мировые судьи городских районов и Уставный суд.
Полномочия законодательного (представительного) органа Москвы
К числу основных полномочий высшего законодательного городского органа относятся:
- принятие городского устава, городских законов по вопросам компетенции города и постановлений;
- контроль исполнения законов;
- решение организационных вопросов в отношении Московской городской думы – выбор ее Председателя, его заместителей, освобождение их от занимаемых должностей, установление и изменение структуры Думы, образование и упразднение депутатских комиссий и рабочих групп Думы, утверждение положения, регламентирующего деятельность Аппарата Думы, назначение его руководителя и освобождение его от занимаемой должности;
- реализация законодательных инициатив в Государственную Думу ФС РФ;
- назначение должностных лиц города – прокурора, судей (по предоставлению мэра), аудиторов Счетной палаты и других;
- направление запросов в Конституционный суд (статья 125 Конституции России);
- назначение выборов;
- заслушивание отчетов мэра о достигнутых результатах и информации о действия правительства города и других исполнительных органов власти;
- участие в создании избирательных комиссий;
- выражение недоверия должностным лицам, назначаемым с участием городской Думы, в том числе и мэру;
- установление порядка назначения и проведения городских референдумов;
- назначение на должность Уполномоченного по правам человека и освобождение от занимаемой должности;
- заключение соглашений с властями других регионов или государств;
- утверждение городских соглашений и договоров;
- решение иных вопросов, отнесенных к городскому ведению.
Исполнительная власть Москвы
Высшее должностное лицо исполнительной власти Москвы – ее мэр, избрание которого осуществляется городским населением на срок пять лет посредством тайного голосования.
Претендент на должность мэра города должен отвечать следующим требованиям:
- во-первых, иметь российское гражданство;
- во-вторых, обладать избирательны правом пассивного характера;
- в-третьих, не являться гражданином иностранного государства;
- в-четвертых, не иметь документа, позволяющего осуществлять постоянное проживание в другом государстве;
- в-пятых, быть старше 30 лет.
Вступление мэра в должность сопровождается принесением присяги. Глава города не может совмещать свою деятельность с такими должностями как депутат городской Думы, член Совета Федерации, судья и так далее.
На мэра города возложено решение социально-экономических вопросов городского развития, осуществление управления городским хозяйством, выполнение иных функций, которые он реализует либо непосредственно, либо через городское правительство.
Полномочия мэра города включают:
- представление города в отношениях с федеральными, региональными и местными властями;
- выступление от имени Москвы;
- подписание и обнародование принятых городских законов, их отклонение;
- заключение договоров и соглашений;
- формирование городского Правительства и принятие решения об отставке Правительства;
- определение структуры исполнительной власти города;
- представление отчетов о достигнутых результатах в законодательный орган города в ежегодном порядке;
- согласования назначаемых руководителей государственных территориальных исполнительных органов власти, городского Прокурора;
- внесение на рассмотрение государственным исполнительным органам федерального уровня проектов актов, входящих в их компетенцию;
- назначение представителей городской исполнительной власти в Совете Федерации, городской Думе;
- внесение кандидатур судей, формирующих городской уставный суд и так далее.
При возникновении угроз здоровью и безопасности городского населения, правопорядку, системам городского жизнеобеспечения мэр города наделяется правом принятие мер, необходимых для предупреждения или ликвидации последствий этих угроз.
Мэр города осуществляет издание распоряжений и указов.
Городское правительство представляет собой высший коллегиальный орган городской исполнительной власти, действующий на постоянной основе.
Главой городского Правительства является мэр города.
В состав городского правительства входят мэр, его заместители, городские министры.
Назначение заместителей мэра и городских министров осуществляется мэром города, который осуществляет и распределение обязанностей между ними.
Постановления городского правительства подписываются мэром города.
Городское правительство имеет статус юридического лица.