Значение и задачи мониторинга государственного управления
Система государственного управления широко использует мониторинг как средство комплексного сравнительного анализа социально-экономического развития территориальных единиц, таких как игральные округа, субъекты федерации, города федерального значения.
Под мониторингом понимается технология анализа и наблюдения за изменениями объектов управления, характеризуемая регулярностью и постоянством проведения на протяжении всего цикла управления.
Систему мониторинга в целом можно разделить на три уровня его осуществления:
- микроуровень, на котором осуществляется проектный мониторинг;
- мезоуровень, на котором осуществляется программный мониторинг;
- макроуровень, на котором осуществляется мониторинг государственной политики.
Назначение мониторинга состоит в выработке стратегии, налаживании взаимодействия центра федерации и властей территорий, укреплении экономической безопасности страны и федеральных основ государства.
Мониторинг используется для решения управленческих задач, относимых к типу слабоструктурированных.
Такие задачи характеризуются превалированием качественных характеристик, у них нет четкого алгоритма разрешения. Для их решения необходим творческий подход, а также применение оригинальных способов разрешения.
Суть мониторинга как управленческой технологии выражается в осуществлении постоянного или периодического контроля конкретных параметров, сохранение которых должно находиться в определенных пределах. Мониторинг государственного управления, как правило, ориентирован на наблюдение за ходом социально-экономических процессов. Мониторинг представляет собой пассивную часть управления. Однако постепенно его использование меняется: повышается активность применения данных, полученных в результате мониторинга государственного управления для анализа и прогнозирования будущих состояний социально-экономических процессов и систем. Особенно новое видение мониторинга государственного управления проявляется в контексте стратегического планирования социально-экономического развития государства и общества.
К числу основных задач мониторинга государственного управления относятся:
- во-первых, получение объективных данных относительно социально-экономических и общественно-политических процессов в государстве и ее отдельных территориальных единицах;
- во-вторых, проведение анализа и всесторонней оценки угроз общественного развития на текущий момент и перспективу, информирование о полученных результатах органов государственного управления и гражданам страны;
- в-третьих, разработка и обоснование мер, направленных на ускорение позитивных изменений системы государственного управления;
- в-четвертых, выработка мер, направленных на гарантию безопасности системы жизнеобеспечения граждан.
Принципы осуществления мониторинга государственного управления
Мониторинг государственного управления осуществляется в соответствии с определенными принципами:
- принцип комплексности, сущность которого выражается в обеспечении наблюдения за всеми без исключения основополагающими общественно-политическими и социально-экономическими процессами, осуществлении учета основных параметров развития территориальных единиц, таких как регионы, города, районы;
- принцип системности оценки полученных результатов, сущность которого состоит в наличии иерархической взаимосвязи обобщающих и частных показателей развития территориальных единиц и государства в целом;
- принцип однородности систематически исследуемых объектов;
- принцип адаптивности мониторинговой системы к существующей системе статистической отчетности;
- принцип стандартизации мониторинговых оценок.
Процесс мониторинга государственного управления
Состав объектов и предметов мониторинга государственного управления определяется под влиянием функции, цели, задачи государственного управления, а также состояния базы его проведения – научно-методического, организационно-правового, информационного характера.
Для систем мониторинга характерен высокий уровень взаимодействия друг с другом, так система мониторинга национального уровня предоставляют данные глобальным системам мониторинга, реализуемым международными организациями, для проведения международных исследований в сфере развития различных направлений жизнедеятельности общества.
Процесс осуществления мониторинга государственного управления можно разделить на определенный ряд мероприятий, к числу которых относятся:
- выбор объектов, в отношении которых проводится мониторинг государственного управления, к примеру, мониторинг эффективности оказание государственных услуг;
- установление значений критического уровня для каждого объекта мониторинга;
- оценивание тенденций изменения параметров объекта мониторинга;
- выбор и обоснование способов осуществления управленческих воздействий на изменение параметров объектов мониторинга.
Мониторинг государственного управления является самостоятельной частью управленческого процесса, которая может рассматриваться в следующем контексте:
- во-первых, в качестве специфической технологии управления;
- во-вторых, в качестве способа контроля ситуаций, выявления причин наличия расхождений между фактическими и запланированными показателями или состояниями;
- в-третьих, в качестве фактора снижения рисков при формировании стратегии развития и подготовки к осуществлению хозяйственной деятельности.
Элементы мониторинга государственного управления
Система мониторинга государственного управления включает в себя ряд элементов:
- во-первых, информационную систему, которая позволяет осуществлять сбор и передачу необходимой информации. Наибольшее значение для этого элемента имеет проблема определения минимума и максимума необходимых данных. Основу мониторинга составляет система индикаторов, то есть показателей, характеризующих конкретную меру изменения определенного явления или процесса;
- во-вторых, аналитическую систему, позволяющую принять собранную информацию, обобщать и анализировать. Целью функционирования данной системы является определение степени, в которой тот или иной государственный орган справляется с реализации своих полномочий;
- в-третьих, оперативную систему, позволяющую на основе собранных и обработанных результатов мониторинга выработать систему изменений для государственной политики, обеспечивающих ликвидацию ее недостатков.