Общая характеристика государственного управления в Австралии
Австралия представляет собой федерацию. Административно-территориальное деление страны представлено штатами и территориями, эти субъекты федерации имеют свои органы публичного управления.
Отдельные специфические черты государственного управления в Австралии предопределены тем, что Австралия входит в Британское содружество наций. Так, монарх, стоящий во главе Великобритании, одновременно является монархом, возглавляющим Австралию, на месте его власть представляет Генерал-губернатор. При этом необходимо отметить, что монархическое устройство Австралии во многом носит формальный характер. Это обусловлено историей страны. Фактически государственное правление в Австралии сегодня носит характер парламентской демократии.
Роль парламента в государственном управлении в Австралии
Как отмечалось выше, Австралия представляет собой федеративное государство, то есть в ее составе выделяются административно-территориальные единицы, обладающие отдельными элементами суверенитета. Федеративное административно-территориальное устройство страны обуславливает наличие двухпалатного парламента.
Парламент является высшим законодательным органом публичного управления государства. Следуя конституции, парламент страны структурно состоит из следующих трех элементов:
- Монарх;
- Сенат;
- Палата представителей.
Палаты парламента формируются посредством всеобщих выборов. При этом верхнюю палату – Сенат – образуют 76 сенаторов, которые посредством прямых выборов избираются по системе пропорционального представительства. Срок полномочий сенаторов, направляемых штатами, составляет 6 лет, тех, что направляются территориями – 3 года. Половина состава палаты обновляется каждые 3 года.
Конституционно закреплено, что нижняя палата парламента должна превышать по составу верхнюю вдвое. Так, соответственно, численность Палаты представителей австралийского парламента составляет 148 депутатов, количество депутатов, направляемых субъектами, определяется пропорционально численности населения субъекта. Срок полномочий депутатов 3 года. Нижняя палата может быть распущена решением Генерал-губернатора досрочно.
Для непосредственной реализации своей функции парламент может образовывать комиссии, как на постоянной основе, так и на временной. Парламент принимает законы по следующим направлениям:
- предпринимательство и торговля между субъектами федерации или с иностранными государствами;
- налогообложение, при этом отдельные вопросы налогообложения разрешаются штатами самостоятельно;
- субсидиарная поддержка торговли и экспорта отдельных продуктов;
- почтовые, телефонные и иные услуги связи;
- перепись населения;
- валютное и банковское регулирование, страховая деятельность;
- авторское право, патентное право и другие направления защиты интеллектуальной собственности;
- семья и брак;
- пенсионное и социальное обеспечение;
- миграционные вопросы, внешняя политика;
- дорожное строительство и др.
Организационно процесс принятия закона складывается следующим образом. Проект закона готовится парламентским советником, который получил соответствующее указание от члена парламента или министра. По результатам подготовки инициатору передается проект закона, который изучается инициатором, анализируется, корректируется, и затем инициатор законопроекта вносит его на рассмотрение палат парламента. Проект закон принимается в нескольких чтениях в каждой палате:
- первое чтение предполагает исследование членами парламента текста закона;
- второе чтение предполагает усвоение содержания, смысла, а также предполагаемых целей и последствий принятия закона;
- третье чтение – это непосредственно его рассмотрение, когда принимается решение об одобрении или отказе в одобрении проекта.
Если палатами вносятся какие-либо изменения в проект закона, такие изменения должны быть одобрены другой палатой. Когда отсутствует общее решение по законопроекту между палатами, то они формируют комиссию для выработки компромиссного варианта. После одобрения законопроект передается на утверждение Генерал-губернатору.
Исполнительная власть в государственном управлении в Австралии
Функции исполнительной власти в государственном управлении в Австралии реализуют монарх, действующий как его представитель генерал-губернатор, правительство страны. Генерал-губернатор исполняет следующие полномочия:
- в сфере внешней политики – назначает послов;
- в сфере внутренней политики – формирует органы исполнительной власти посредством назначения министров, судий;
- в законодательном процессе он утверждает соответствующие законопроекты. Кроме того, он реализует полномочия по изданию предписаний о выборах и наградах.
Генерал-губернатор является главнокомандующим военных сил страны.
Сегодня фактически Генерал-губернатор реализует свои военные полномочия только после консультации с Премьер-министром.
Правительство страны – это также объединение должностных лиц и государственных органов. Высшее должностное лицо, реализующее исполнительную власть в Австралии, это Премьер-министр. Непосредственно исполнительные функции реализуют Кабинет министров.
При этом конституционного закрепления должность Премьер-министра не получила. Премьер-министр – это всегда глава политической партии или объединения политических партий, которые составляют большинство в парламенте. Кабинет министров формируется Генерал-губернатором по рекомендации Премьер-министра. Кабинет объединяет главных министров по соответствующим областям публичного управления. Юридическую силу решениям Кабинета придает их утверждение Генерал-губернатором.
Судебная власть в государственном управлении в Австралии
Судебная система Австралии представлена тремя инстанциями:
- это нижестоящие суды, которые непосредственно по существу рассматривают дела, отнесенные к их компетенции;
- их решения могут быть обжаловано в верховные суды субъектов федерации, которые одновременно является и судами первой инстанции по отдельным категориям дел;
- возглавляет систему Верховный суд страны – последняя судебная инстанция. Кроме того, этот суд осуществляет конституционный контроль законодательства, как на уровне федерации, так и на уровне субъектов.