Местное самоуправление – это организация публичного управления на уровне территориально и административно обособленных местных сообществ для эффективного использования имеющихся в их распоряжении социально-экономических комплексов в целях наиболее полного обеспечения прав и свобод личности и развития территории, в том числе посредством передачи местным сообществам полномочий на нормотворческую деятельность по вопросам местного значения.
Зарубежный опыт местного самоуправления
Исследование опыта организации местного самоуправления в иностранных государствах позволяет отметить, что система местного самоуправления в значительной мере определяется той национальной, исторической, социально-экономической спецификой, которая характеризует государство.
Так, европейские государства, спецификой которых выступает компактность расселения населения, ограниченность природного сырья, преимущественное географическое положение и эффективные экономические связи имеют существенный опыт в реализации института местного самоуправления. Фактически указанными государствами сформирован сам институт местного самоуправления.
К числу отличительных признаков местного самоуправления в европейских государствах можно отнести следующие:
- система местного самоуправления формируется местным сообществом посредством демократических процедур, прежде всего, выборов в органы местного самоуправления и выборов высших должностных лиц местного самоуправления;
- население местных сообществ рассматривается в качестве главного элемента демократически устроенного общества и государства;
- населению местных сообществ предоставлены реальные права в разрешении вопросов публичного управления и права участия в деятельности органов местного самоуправления;
- финансовые ресурсы местного сообщества формируются и используются открыто. Иными словами, бюджетный процесс, в том числе формирование доходной части бюджета и исполнение расходных бюджетных обязательств прозрачны для населения;
- служащие, замещающие должности в органах и организациях местного самоуправления, доступны для населения. Население местного сообщества имеет доступ ко всем управленческим местным процессам, имеет рычаги воздействия на эти процессы и имеет каналы связи с муниципальными служащими;
- муниципальные предприятия, функционирующие на территории местных сообществ, решают социально-экономические задачи и организуют свою деятельность таким образом, чтобы она приносила прибыль, что, в свою очередь, обеспечивает их самодостаточность и экономическую эффективность для развития местных сообществ и пр.
Базовые принципы европейского типа организации местного самоуправления заложены Европейской хартией, которая была принята советом Европы в 1985 г. Хартия трактует местное самоуправление как право и возможность местных территорий устанавливать и реализовывать контроль в отношении значительного числа общественных дел, управлять такими делами для обеспечения собственного благосостояния и под собственную ответственность.
Таким образом, вне сферы ведения системы местного самоуправления остаются общегосударственные политические вопросы, имеющие значение для всего населения государства в целом, поскольку такие вопросы не связаны с управлением местными делами. При этом органам местного самоуправления предоставлена возможность выступать с инициативой в отношении законов по разрешению вопросов общенационального характера.
Возможности применения зарубежного опыта местного самоуправления в РФ
Необходимо отметить, что для эффективного построения системы местного самоуправления в РФ в полной мере применимы основные принципы организации местного самоуправления в европейских государствах. Прежде всего, это касается принципа выборности должностных лиц и органов управления местными сообществами и высокой степени самостоятельности местных сообществ в управление местными делами. Очевидно, что для эффективного обеспечения благосостояния местного населения и развития местных территорий, местные сообщества должны:
- обладать эффективно используемой собственностью, в том числе предприятиями;
- располагать правами взимать и распоряжаться налоговыми поступлениями на уровне местных сообществ;
- иметь право принятия актов нормотворчества в отношении вопросов, имеющих значение для местного сообщества, в том числе по вопросам организации охраны правопорядка на территории местных сообществ и пр.
Кроме того, в качестве показателей эффективности функционирования органов и деятельности должностных лиц местного самоуправления в соответствии с европейской практикой целесообразно использовать степень увеличения благосостояния местного сообщества и эффективность, в том числе срочность разрешения управленческих проблем на уровне местных сообществ.
Эффективными в условиях российской действительности представляются принципы самодостаточности местных сообществ и их активной кооперации с другими местными сообществами и более крупными административно-территориальными единицами в составе государства, что позволяет наиболее эффективно решать хозяйственные вопросы для самостоятельного обеспечения благосостояния местного населения. В частности, вразрез с этим принципом в России идут процессы приватизации наиболее важных для местных сообществ предприятий и отраслей экономики.
Из практики организации местного самоуправления в отдельных европейских государствах для России применим опыт Германии, в том числе:
- публикация местного бюджета в доступной форме с раскрытием статей доходов и расходов;
- организация открытых конкурсных процедур для материально-технического обеспечения системы местного самоуправления;
- проведение всех финансовых операций в системе местного управления в безналичной форме и пр.
Указанное позволяет обеспечить доступность, прозрачность и открытость финансовых процессов в системе местного самоуправления, а значит обеспечить эффективный контроль со стороны местного населения над использованием финансовых ресурсов местного сообщества.