Назначение органов местного самоуправления
В соответствии с Конституцией Российской Федерация органы местного самоуправления призваны выступать в качестве формы реализации народовластия, осуществляемой населением через эти органы.
Система органов муниципального управления включает в себя такие органы как:
- во-первых, орган муниципального управления представительного характера, основное назначение которого состоит в реализации законодательной ветви власти на территории муниципального образования. Данный орган имеет выборный характер и сосредоточен на осуществление переданных населением полномочий по формированию нормативной базы функционирования муниципального образования, а также на контроле деятельности исполнительных органов муниципального управления;
- во-вторых, орган муниципального управления исполнительного характера, основное назначение которого состоит в осуществлении исполнительно-распорядительной функции на территории муниципального образования. Именно исполнительные органы муниципального управления напрямую контактируют с населением, рассматривая жалобы и обращение граждан по различным направлениям деятельности органов муниципального управления;
- в-третьих, глава муниципального образования, находящийся в зависимости от содержания устава муниципального образования либо во главе законодательной, либо во главе исполнительной ветвей власти.
Виды обращений граждан в органы муниципального управления
Граждане муниципальных образований наделены правом обращения в органы местного самоуправления или к должностным лицам муниципальных образований посредством письменных предложений, заявлений или жалоб, а также устных обращений граждан.
Обращение населения в органы муниципального управления могут быть изложены в устной или письменной форме. Обращения могут быть оформлены в виде предложений, заявлений, жалоб, ходатайств, в том числе коллективного характера.
Под предложением понимается обращение гражданина, носящее конкретный характер, не связанный с нарушением его прав. Предложение, как правило, должно быть направлено на улучшение деятельности или организации органов муниципального управления, предприятий и организаций в решении вопросов, имеющих местную значимость. Таким образом, предложения представляет собой мнение населения муниципального образования о том, как следует улучшать жизнь этого населения.
Предложение может также содержать рекомендации населения относительно вопросов совершенствования нормативно-правовой базы муниципального образования, развития общественных отношений и прочих сфер деятельности органов муниципального управления.
Заявление представляет собой обращение граждан в органы муниципального управления относительно реализации субъективных прав, закрепленных законодательством. Примером таких прав является постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении условий проживания.
Заявление гражданина может содержать его просьбу относительно содействие в реализации закрепленных в Конституции собственных свобод и прав заявителя или иных лиц, а также сообщения о нарушении законодательства, недостатках работы органов муниципального управления и должностных лиц муниципального образования, критику деятельности этих органов и лиц.
Под ходатайством понимают письменную форму обращения граждан в органы муниципального управления, содержащего просьбу относительно признания за ними определенного статуса, гарантий, льгот, прав с предоставлением соответствующих подтверждающих документов.
Под петицией понимают коллективное обращение граждан в органы муниципального управления относительно необходимости осуществления общественных реформ.
Характеристика жалобы как формы обращения граждан в органы муниципального управления
Жалоба представляет собой обращение гражданина в органы муниципального управления относительно восстановления законных интересов или прав, которые нарушены действием или бездействием, решениями органов муниципального управления и должностных лиц муниципального образования, руководством предприятий и учреждений и так далее.
Жалоба гражданина в органы муниципального управления может содержать его просьбу о восстановлении прав и свобод его лично или иных лиц.
При оформлении жалобы в письменной форме она должна содержать данные о гражданине, выступающим автором жалобы, – фамилия, имя, отчество, сведения относительно места жительства, работы и учебы. Также обязательно указание даты и личной подписи гражданина, изложение существа жалобы, указание наименования адреса органа муниципального управления или должностного лица муниципального образования, которым направляется жалоба.
Органы муниципального управления не рассматривают анонимные жалобы.
При наличии необходимости гражданин может подтверждать свои доводы приложением к жалобе документов или материалов в виде оригиналов или копий.
При отсутствии в жалобе данных гражданина и его почтового адреса органы муниципального управления ответ на жалобу не направляют.
В зависимости от содержания жалобы она может быть перенаправлена органам государственного управления, если вопрос входит в их компетенцию.
Если жалоба содержит в себе попытку обжалования судебного решения, то оно подлежит возврату гражданину с разъяснением механизма такого обжалования.
При невозможности прочитать текст жалобы органы муниципального управления направляют сообщение об этом гражданину, составившему жалобу, при условии, что адрес гражданина подлежит прочтению.
В том случае, если жалоба гражданина носит многократный характер без приведения дополнительных доводов, органами муниципального управления или должностными лицами муниципального образования может быть принято решение о прекращении переписки с подателем жалобы.
Жалобы граждан также могут носить устный характер, выражающийся в посещении гражданами личных приемов должностных лиц местного самоуправления. Устные жалобы подлежат рассмотрению в том случае, если их содержание касается вопросов очередного характера, не требующих проведения дополнительной проверки.