Местное самоуправление – это форма народовластия, выражающаяся в решении вопросов местного значения гражданами муниципальных образований, основанном на самостоятельности и ответственности.
Муниципальное управление как наука формирует многообразные теории местного самоуправления, существование которых обусловлено различной трактовкой сущности этого самоуправления. В наиболее общем виде теории местного самоуправления подразделяются на теорию свободной общины, хозяйственную или общественную теорию и государственную теорию.
Характеристика теории свободной общины
Теория свободной общины трактуется специалистами как исторически первая теория, давшая концептуальное объяснение сущности местного самоуправления. Возникновение этой теории относят к первой половине XIX века. Местом возникновения этой теории является Германия, откуда теория распространилась во Францию и Бельгию. Возникновение теории было обусловлено декларацией государством принципа заботы о всеобщем благополучии населения, при реализации которого государство столкнулось с невозможностью решения многих проблем населения посредством использования централизованного аппарата управления. Отсюда возникла идея обособленности государственного управления от решения общинных дел и управления общинным имуществом. Это стало основанием для определения пределов государственного управления, необходимых для сохранения самостоятельности и условий нормального развития местных сообществ. В качестве такого предела выступило естественное право общины.
По мнению создателей теории свободной общины, право этого сообщества на осуществление своих дел такое же естественное и неотчуждаемое, как и права любого человека. Такое мнение обосновывается тем, что община первична по отношению к государству, что требует от последнего уважения к ней.
Община является одним из первичных способов объединения людей и их совместного существования, но при этом обладают определенной редкостью и хрупкостью. Ее возникновение произошло как бы само по себе и получило незаметное развитие еще в недрах полудикого общества. В результате только неукоснительное соблюдение законодательства и обычаев может выступить средством сохранения и укрепления местного самоуправления.
Принципы теории свободной общины можно сформулировать следующим образом:
- во-первых, местному самоуправлению предоставляется право на независимость и самостоятельность от централизованной власти по причине естественной природы его возникновения, то есть государство не участвует в создании общины, а только признает ее существование;
- во-вторых, местное самоуправление представляет собой управленческие процессы общины, направленные на решение собственных дел, природа которых отличается от государственных дел;
- в-третьих, признание необходимости разделения дел общины на собственно общинные и делегированные ей государством;
- в-четвертых, признание негосударственной природы органов муниципального управления;
- в-пятых, отказ от вмешательства органов государственного управления в дела общины и ограничение государственного контроля за делами общины только проверкой соблюдения пределов компетенции;
- в-шестых, избирание органов муниципального управления исключительно членами общины.
Характеристика хозяйственной и общественной теории самоуправления
Данная теория рассматривается как естественное продолжение теории свободной общины. Эту теорию также называют хозяйственной теорией самоуправления, по причине того, что управление общиной направлено в первую очередь на решение хозяйственно-бытовых вопросов ее существования.
В основе хозяйственной или общественной теории местного самоуправления также лежит противопоставление государства и общины. Разработчики этой теории в первую очередь ориентировались на содержание коммунальной деятельности общины. Общинные дела рассматривались в контексте собственно государственных дел и дел общественных. Общественные дела представляли собой преимущественно дела хозяйственные, не отличающиеся политическим характером и решаемые местным сообществом, а не государством. Именно разграничение общественных и государственных дел стало основой самостоятельности органов муниципального управления.
Данная теория местного самоуправления обладает таким существенным недостатком как то, что на практике отсутствует возможность разграничения общественных дел и государственных дел, порученных общинам для исполнения.
Также недостатком данной теории является смешение самоуправляющихся территориальных единиц с различными частноправовыми объединениями. Притом, что принадлежность людей к каким-либо частноправовым объединениям зависит именно от них, как и возможности выхода из них, в то время как принадлежность людей к самоуправляемым территориальным единицам обусловлена местом их проживания и закреплена законом.
Характеристика государственной теории самоуправления
Хозяйственная теорию самоуправления во второй половине XIX века сменилась государственной теорией самоуправления. Она была предложена немецкими специалистами в области права.
В соответствии с указанной теорией под местным самоуправлением понимается одна из форм организации государственного управления на местах, выступающая частью общегосударственной системы управления. Поскольку именно государство наделяет муниципалитеты определенными полномочиями, источником местного самоуправления, по мнению разработчиков этой теории, выступала государственная власть. Это исключает возможность противопоставления государства и местного самоуправления.
Местное самоуправление в этом случае рассматривается как часть государственного управления, обладающая своими особенностями.
В качестве частных проявления государственной теории местного самоуправления рассматривают политическую и юридическую теории местного самоуправления.