Сущность и значение опросов населения о деятельности органов местного самоуправления
Порядок опроса населения о деятельности органов местного самоуправления регулируется статьей 31 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Цель проведения опроса населения состоит в выявлении мнения граждан и учете этого мнения относительно принятия решений органами муниципального управления и должностными лицами местного самоуправления, органами государственного управления. Проведение опросов населения осуществляется в рамках всей территории муниципального образования или на какой-либо его части.
Информация, полученная по результатам опроса населения, имеет рекомендательный характер.
Опрос населения охватывает граждан, наделенных избирательным правом.
Инициатива проведение опроса населения выдвигается:
- во-первых, органом муниципального управления представительного характера или главой муниципального образования. В этом случае проведения опроса населения касается вопросов, имеющие значимость для местного населения;
- во-вторых, органами государственного управления регионального уровня. В этом случае цель опроса населения состоит в учете его мнение относительно принятия решений, направленных на изменение целевого назначения муниципальных земель, предназначенных для использования под объекты регионального и межрегионального назначения.
Правовую базу проведения опросов населения относительно деятельности органов муниципального управления составляют нормативно-правовые акты органа муниципального управления представительного характера, издаваемые в соответствии с региональным законодательством. Также порядок назначения и проведения опросов населения может регулироваться уставами муниципальных образований.
Организационные аспекты проведения опроса населения о деятельности органов местного самоуправления
Решение относительно проведения опросов населения с целью оценки деятельности органов муниципального управления принимает орган муниципального управления представительного характера. Принятие решения о проведении опроса населения закрепляется соответствующим нормативно-правовым актом, принимаемым органом муниципального управления представительного характера. В этом нормативном документе предусматриваются следующие положения:
- во-первых, относительно времени и сроков проведения опроса населения;
- во-вторых, относительно содержания вопросов, составляющих основу проведения опроса населения;
- в-третьих, относительно методики проведения опроса населения;
- в-четвертых, относительно формы опросного листа;
- в-пятых, относительно минимальной численности населения муниципального образования, требуемой для признания результатов опроса.
Информация относительно проведения опроса населения доводится до жителей муниципального образованием не позднее, чем за 10 дней до начала его проведения.
Источником финансирования опросов населения о деятельности органов муниципального управлением выступают:
- во-первых, средства муниципальных бюджетов, в том случае если инициатором проведения опроса выступают органы муниципального управления;
- во-вторых, средства региональных бюджетов, в случае инициации опроса населения органами государственного управления регионального уровня.
Содержание опросов населения о деятельности органов местного самоуправления
При проведении опроса населения о деятельности органов местного самоуправления в опросные листы включается целая система показателей, характеризующих различные направления деятельности органов муниципального управления.
Среди показателей, используемых для оценки деятельности органов муниципального управления, выделяют следующие группы:
- показатели, характеризующие экономическое развитие муниципального образования. К числу этих показателей относятся показатели среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в разрезе крупных и средних предприятий, некоммерческих организаций, муниципальных учреждений образования, культуры, спорта, и так далее; величина инвестиций в основной капитал, рассчитываемая на одного жителя муниципального образования, удельный вес прибыльных сельскохозяйственных предприятий в их общей численности;
- показатели, характеризующие развитие дошкольного образования. Примером таких показателей является удельный вес детей, пользующихся услугами дошкольного образования, и удельный вес дошкольных образовательных учреждений, принадлежащих муниципалитету, в общем числе таких учреждений;
- показатели, характеризующие развития общего и дополнительного образования. К числу таких показателей относятся удельный вес выпускников, получивших и не получивших аттестаты по результатам обучения, удельный вес общеобразовательных учреждений муниципальной собственности, нуждающихся в ремонте или находящихся в аварийном состоянии и так далее;
- показатели, характеризующие состояние культуры в муниципальном образовании. К числу этих показателей относятся показатели удельного веса культурных учреждений муниципальной собственности, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта, уровень обеспечения потребности населения муниципальными учреждениями культуры и так далее;
- показатели, характеризующие развитие физической культуры и спорта на территории муниципального образования. Примером таких показателей является удельный вес населения, систематически занимающегося спортом или обучающегося физической культуре и спорту;
- показатели, характеризующие состояние жилищного строительства и обеспечение населения муниципального образования жильем. К числу таких показателей относится площадь строительных земельных участков;
- показатели, характеризующие состояние жилищно-коммунального хозяйства. Примером таких показателей является вес граждан, получивших жилье в течение отчетного года в общем числе нуждающихся в нем;
- показатели, характеризующие организацию муниципального управления. Примером таких показателей является удельный вес различных видов доходов муниципального бюджета, расходы муниципального бюджета на одного жителя и так далее.